Лекции по политологии, страница 90

Стороны конфликта предпринимают действия, направленные на достижение своих целей, реагируют на действия противоположной стороны. В ходе конфликта можно выделить его апогей, высшую точку, пройдя которую возможно снижение остроты столкновений сторон. Разумеется, после периода затухания возможен и новый всплеск столкновений.

Внешним признаком разрешения конфликта считается прекращение конфликтных, острых столкновений между сторонами. Наиболее приемлемый, но маловероятный вариант здесь – это устранение подлинной причины конфликта. Модели современной конфликтологии построены на поиске путей компромисса. 

Различают три основных вида политических конфликтов. Конфликт интересов возникает по поводу перераспределения общественных ресурсов. Можно предположить, что такие конфликты в развитых государствах разрешаются путем торга, перераспределения «общественного пирога». Конфликт ценностей характерен для полуразвитых и слаборазвитых государств, в которых не достигнут демократический консенсус, в обществе нет согласия по поводу базовых ценностей. Предполагается, что наиболее острыми являются конфликты идентификации. В них противоположная сторона рассматривается как «враждебная по духу». На практике наиболее распространенный вариант конфликтов идентификации – это конфликты на этноконфессиональной почве.

Наиболее жесткой разновидностью социально-политического конфликта является политический кризис. Их традиционно разделяют на внешнеполитические и внутриполитические. Часто встречающиеся варианты внутриполитических кризисов – правительственный, парламентский, конституционный. Смысл правительственного кризиса – очевидная и обществу, и основным политическим акторам неэффективность действующей администрации. Парламентский кризис – это жесткое столкновение парламента и администрации, которое разрешается в пользу последней. В парламентских режимах весьма распространенным является парламентско-правительственный кризис, т.е. распад правящей коалиции в парламенте. Конституционный кризис имеет место, когда де-юре или де-факто прекращается действие Основного закона.

Различные причины возникновения и способы актуализации политических кризисов позволяют выделить несколько их форм. Кризис легитимности означает утрату режимом доверия со стороны общества. Оборотная сторона утраты легитимности – кризис проникновения, «утрата обратной связи» верхов и низов, невыполнение властных распоряжений не только значительными массами людей, но и низшим звеном администрации. Кризис политического участия возникает вследствие того, что режим ставит искусственные препятствия на путях интеграции в политику активных социальных групп.