Лекции по политологии, страница 69

Парламентаризм иногда характеризуют как разделение эффективных административно-распорядительных и представительских функций в исполнительной власти. Важнейшая черта целостного парламентского режима – наличие строгого разграничения функций и полномочий между главой государства (президент или монарх) и премьер-министром. Первые имеют исключительно представительские функции, «царствуют, но не правят», вторые нередко выполняют многие функции не только первых министров, но и глав государств (внешняя и оборонная политика в современных Британии и Германии находится в руках глав правительств). Наиболее типичная и, несомненно, старейшая парламентарная монархия – Великобритания, эффективный парламентский режим с номинальным Президентом сложился в послевоенной Западной (ныне объединенной  Федеративной) Германии.

Вторая характеристика новейшего парламентарного режима – формирование кабинета министров партией (коалицией партий) имеющих парламентское большинство. При этом главе государства достается весьма важная, например, в случае поляризованного парламента, но вновь представительская роль – поручить формирование кабинета министров лидеру парламентского большинства и рекомендовать этому большинству его же собственного лидера.

В современной литературе, содержащей сравнительные политические исследования, обычно отмечается тенденция роста роли премьеров в парламентских режимах. Но, пожалуй, вне всяких сомнений этот тезис применим к Англии всего ушедшего века, а также к послевоенным Германии и Австрии: премьер и оба канцлера де-факто стали главами государств.

Не ключевые, но важные подробности. Президенты парламентских режимов, как правило, не выбираются с помощью всенародного голосования. Одно из немногих исключений – современная Австрия, имеющая немецкую схему с единственным отличием: федеральный президент Австрии (в отличие от аналогичной фигуры в ФРГ) избирается всенародно. Нормой для парламентарной республики является избрание Президента парламентом или особой избирательной коллегией, объединяющей депутатов общенациональной и местных легислатур, а также, возможно, иных, выборных или должностных лиц. Ныне главы государств (монархи и президенты, формальные и полновластные) наделены правом помилования. «Помиловка» (устоявшееся на антисоциальном арго название прошения о помиловании и возможного властного акта) не ставит под сомнение разделение властей и действующую в правомерных рамках уголовную юстицию, а является лишь гуманным актом «милости к падшим».