Лекции по политологии, страница 12

В народничестве сложилась и еще одна концепция – русский анархизм. Позаимствовав у П.-Ж. Прудона концепцию ненужности государства, Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) дополнили ее традиционными для русских левых популизмом («русский народ – народ-бунтарь и коллективист») и морализаторством (капитализм осуждается не за социально-экономическую неэффективность, как у марксистов и левых либералов, а с позиций нравственной критики).

Народничество стало одним из истоков русской версии марксизма. Русский вариант ортодоксального марксизма разработал Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), который начинал как участник народнического движения. В духе предшествующей левой интеллектуальной традиции XVIII-XIХ вв. Г.В. Плеханов отстаивал идеи прямой демократии-панархии, т.е. всевластия народа.

Сочетание правых идей (стремление к мистическому единению монарха и народа, византийский, имперский, стиль политики, не слишком замаскированный национализм внутри страны и почти неприкрытая внешняя агрессивность, оправдываемая межцивилизационным конфликтом России и Запада) и левых марксистских революционных моделей породили «революционный консерватизм», политическую доктрину И.В. Сталина. 

3) Русский консерватизм не имеет одного непосредственного источника. Но следует отметить, что важнейшие консервативные идеи – традиционализм, отказ от рационального переустройства общества, приоритет морали и неформальных регуляторов социальной жизни над правом высказывались нередко мыслителями, решительно отвергавшими официальные церковь и государство.

Собственно консервативную модель разработали параллельно с отцом европейского консерватизма, английским политическим философом к.XVIII в. Э. Берком, и независимо от него публицист Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) и классик отечественной историографии Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). В отличие от многих европейских «единомышленников», русские протоконсерваторы не настаивали на сохранении дворянских привилегий и абсолютизма. М.М. Щербатов критиковал порядки и нравы, сложившиеся при Петре I и, особенно, Екатерине Великой, предлагал сохранять патриархальные единение народа и государя, симфонию духовной и светской властей. Н.М. Карамзин создал этатистскую парадигму русского консерватизма – настаивал на мистической охранительной роли самодержавия, требовал от интеллектуальной аристократии признания официозного патриотизма.