Лекции по политологии, страница 44

Два классика социологии - К. Маркс и К. Мангейм (Маннгейм, Манхейм) построили общепризнанную базовую модель идеологии. Критикуя модель Макиавелли - Маркса – Мангейма за рассмотрение идеологии исключительно как ложного сознания, современные социологии и политологи неизбежно используют их схему как отправную точку для своего анализа.

По Марксу, идеология представляет собой «надстройку», производное от реальных социально-экономических интересов. Ложное сознание призвано лишь приукрасить реалии эксплуататорского общества.

В книге «Идеология и утопия» (1929 г.) К. Мангейм проанализировал две вынесенные в заголовок формы ложного сознания. Несомненной теоретической находкой Мангейма является новый взгляд на утопию, которая стала впервые рассматриваться как воплощенный вариант ложного сознания.

До выхода работы Мангейма, утопия (в дословном переводе с классического греческого - «место, которого нет») – несуществующая идеальная форма общественного устройства, предложенные мыслителями самых разных эпох и культур. Подвергая вполне обоснованной критике реальные эксплуататорские общества, утописты, авторы утопий, создавали модели государств примитивной справедливости и отсутствия всякой личной свободы, предельной регламентации всех сторон общественной и личной жизни (отсутствие семьи, коллективное строго уравненное потребление и т.п.).

К. Мангейм противопоставил утопию и идеологию. Идеология – ложное сознание, выражающее, преимущественно, интересы господствующих классов, элиты, которая и не стремится к воплощению идеальной модели. Утопия - столь же ложное представление об общественном идеале, но отражающее чаяния угнетенных низов и, возможно, воплощенное на практике. Мангейм подчеркнул, что дать той или иной разновидности ложного сознания строгую оценку можно лишь по отношению к прошлому. В будущем невозможно предсказать, какая мыслительная конструкция будет служить господствующим, а какая – угнетенным классам, какая – реализуется, а какая будет выполнять чисто декоративную функцию.

Сохраняется и более традиционный взгляд, согласно которому утопия – просто радикальная форма политического сознания. Современный польский политический социолог Ежи Шацкий (работа – «Утопия и традиция») подчеркивает, что «утопичность»-историческая категория. Утопиям противостоит всякого рода консерватизм, поскольку утопия – решительное отрицание традиций. Утопия отрицает культ стихийности, утописты не допускают мысли, что действительность сама порождает идеал. По мнению Е.Щацкого, существуют утопии места, времени, политики. Утопии места и времени - просто «несбыточные мечты». Политические утопии могут, как и всякие идеи, овладевшие массовым сознанием, стать, по справедливому замечанию марксистской классики, – «материальной силой». Идеологический дискурс – реальное сосуществование и постоянное взаимодействие разнообразных идеологических течений. Спектр этого дискурса разнообразен: от дистанцирования до взаимодействия идеологий.