Лекции по политологии, страница 18

Весьма противоречивый, но вошедший в постмодернистскую политическую философию синтез либерализма и христианства (личностная свобода – абсолютная ценность, данная Богом), социальной справедливости и традиции встречается в работах С.Н. Булгакова (отец Сергий Булгаков) и С.Л. Франка, написанных в эмигрантский период их творчества.

Лекция № 4. Анализ власти в социально-политической науке

  1. Власть в философии и науке.
  2. Субъект, объект, ресурсы власти. Легитимность и господство.
  3. Три идеальных типа легитимного господства и теория бюрократии М.Вебера. Их развитие в новейшей политической социологии.
  4. Теория политических элит
  5. Политическое лидерство

1) Научный анализ феномена «власть» имеет длительную предысторию. Те или иные подходы к самой категории «власть» существовали у большинства из рассмотренных нами политических мыслителей. Мы постараемся свести эти многообразные подходы к нескольким парадигмам, сохраняющимся в современной социально-политической науке.

Первая группа подходов – реляционизм (от англ. relation – отношение). Власть – это то или иное отношение между людьми.

Психологические подходы стремятся найти источник появления властных отношений в эмоционально-психологических характеристиках людей. Психоаналитическая традиция при этом обращается к неосознанным мотивам поведения: во властных отношениях лицо актуализирует подавленные инстинкты (З. Фрейд), любую психическую энергию (К.-Г. Юнг). Модернизированные психоаналитические подходы (Э. Фромм, Т. Адорно, Г. Маркузе) ищут исток власти в авторитарных чертах характера лидеров и готовности многих людей любой ценой избежать свободы и ответственности за принятие решений.

Волюнтаристские теории власти как способности навязать свою волю или как прямого насилия сложились, преимущественно, в немецкой политико-философской и социологической классике (Г. Гегель, М. Вебер, К. Маркс, Е. Дюринг, Л. Гумплович). К этому подходу примыкают все политико-реалистические школы.

Инструментализм – взгляд на власть как на средство реализации своих целей характерен для ряда европейских мыслителей – Р. Иеринга, Э. Дюркгейма, Б. Рассела. Американская внебихевиористская традиция в философии и социологии представила наиболее разработанный вариант этого подхода. Общество существует лишь как активная деятельность и практическое взаимодействие лиц, власть должна эффективно действовать в зависимости от ситуации. Так можно в лапидарной форме выразить взгляд на власть Ч. Мерриама, Дж. Г. Мида, Р. Парка, Ч. Кули, Дж. Дьюи.