Лекции по политологии, страница 38

Роль католицизма в Испании, Португалии, Италии, Латинской Америке несомненно противоречива. Католическая церковь в этих странах поддерживала авторитарные режимы. Диктаторы, прекрасно понимая роль религии, прямо провозглашавшей политическую лояльность («Всякая власть от Бога»), жестко преследовали лишь оппозиционную политическую активность церковных иерархов. В тоже время во всех романо-язычных странах, а за прошедшие два десятилетия и в европейских странах бывшего «соцлагеря» католическая вера с ее явно либерально-гуманистическими установками (свобода воли, гарантии небесного блаженства, лояльность Бога и Богоматери ко всякому верующему) способствовала относительно мирной - в большинстве случаев - демократизации общества.   

Новейший католицизм в латиноамериканских странах «третьего мира» сформулировал «теологию освобождения» (предшественник – бразильский епископ Дон Хельдер Камара, создатель - психолог и священник из Перу Густаво Гутьеррес, ведущие представители  - бразильские священники и богословы отец Хон Собрино, отец Леон Ардо Бофу, Хозе Лоршейдер, Уго Ассман, аргентинец Х. Сегундо, убитый бандитами из ультраправых «эскадронов смерти» в Сальвадоре архиепископ Оскар Арнульфо Ромеро-и-Гальдалис). Г.Гутьеррес писал: «Теология освобождения считает своим долгом покончить с существующей несправедливостью и создать новее общество, нуждается в проверке практикой, т.е. в активном и эффективном участии в борьбе эксплуатируемых». Основные идеи «теологии освобождения»:

·  Сочетание католических догматов с некоторыми левопопулистскими и даже марксистскими положениями;

·  Участие рядовых католиков и даже клириков в социально-политической жизни, возможно и в герилье (партизанском движении против проамериканских диктатур и компрадоров);

·  Умеренная оппозиционность официальному Ватикану.

Подобный социальный популизм не был принят официальной церковью. Но теоретики и практики новейшего неотомизма П. Тейяр де Шарден, Ж. Маритен,  К. Войтыла (Иоанн-Павел II) в своих социально-политических концепциях отстаивали гуманистические и либеральные идеи. Покойный Папа Иоанн-Павел II, осуждая марксистские симпатии «теологии освобождения», поддержал многие ее тезисы. Ушедший понтифик, например, писал: «… зло неравенства и угнетение, поражающее миллионы, прямо противоречит Христову Евангелию…». Складывается либеральная католическая теология (Ганс Кюнг, Джон Картни Мерей и др.)