Лекции по политологии, страница 53

Основными подсистемами политической системы являются институциональная, информационно-коммуникативная, нормативно-регулятивная. Как и любая модель, данная классификация весьма условна. Отдельные элементы политической системы  «растворены» в разных подсистемах.

3) СМК или СМИ (средства массовой информации), «масс-медиа», «медиа» – совокупность многообразных институтов и структур, имеющих в качестве своей главной задачи открытую публичную передачу любых сведений любым лицам с помощью современных средств коммуникации. Основными характеристиками СМК являются – неограниченность круга потребителей, использование современных коммуникационных средств (массовая печать, электроника) разделение коммуникатора (адресанта, субъекта, актора коммуникации) и адресата (коммуниканта, объекта информационного воздействия).

Сложившиеся модели управления СМИ:

1.  Государственное регулирование;

2.  Рыночная модель;

3.  Доверительное управление и социальная ответственность, которые предполагают:

·  Общественное (чаще госбюджетное) финансирование,

·  Наличие общественного (наблюдательного) совета,

·  Частоты и каналы вещания гос.орган управления СМИ отдает коммерческим теле-радио компаниям в доверительное управление.

4) Своеобразной формой диалога самых разных и вовсе не обязательно очень влиятельных общественных групп с государством и его органами давно стала деятельность так называемых групп давления (калька с английского - pressure groups, иные названия - группы влияния, заинтересованные группы). Деятельность таких групп получила название корпоративизм или лоббизм. Термином «неокорпоративизм» обозначают не столько новейший вариант корпоративизма, сколько сложившуюся в современной социально-политической науке концепцию лоббистской деятельности (Ф. Шмиттер, С.П. Перегудов и др.). По мнению Ф. Шмиттера, новейшие тенденции во взаимоотношениях общества и государства – не преодоление, а развитие корпоративизма. Корпоративизм в Европе переживает возрождение, но корпоративизм трактуется менее формализовано.

По сфере деятельности группы делятся на политические, квазиполитические и неполитические. Политические группы целиком заняты «проталкиванием» через властные структуры выгодных тем или иным кругам решений, например, парламентское лобби. Его деятельность в современных западных государствах регулируется законом, что не исключает существования многочисленных каналов прямой и косвенной коррупции. Квазиполитические решают с использованием государственной власти некоторые из своих задач: профсоюзы, официальная церковь, зачастую не имея  значительных финансовых ресурсов, сопоставимых с лоббистскими ресурсами крупных монополий, вполне способны заставить власть пойти на уступки. Массовая забастовка или отказ верующих голосовать за правящую партию – их вполне надежное оружие. Неполитические группы (исследовательские фонды, культурные ассоциации, немногочисленные конфессии) в силу слабости ресурсов влияния вытраивают отношения с властью лишь путем более корректного диалога.