Лекции по политологии, страница 84

1) Периодически возникающее осознанное неприятие различными акторами социальных целей друг друга и представляет собой социальный конфликт. Переломное состояние общества, характеризующееся объективным обострением противоречий и ростом конфликтности, т.е. осознания конфликтов и готовности  на них идти, рождает социальный кризис. Неоднозначная, но, несомненно, сложившаяся социально-историческая практика рассматривает две формы осуществления назревших общественных изменений – реформа и революция. По одному из определений, революция (в дословном переводе – переворот, переворачивание) – это быстрое, радикальное, как правило, силовое, изменение существующих институтов и норм, определяющих социально-политическую жизнь, сопровождающееся жестким конфликтом различных общественных групп. Радикальные (коренные) реформы - столь же коренные изменения, проходящие при определенном консенсусе хотя бы наиболее влиятельных общественных сил и, поэтому, без жестких столкновений, мы рассмотрим в следующей лекции.

2) Две революции к.XVIII в., Великая Французская и Американская война за независимость, несомненно, воспринимались как коренные политические перевороты. Консервативные и умеренно либеральные авторы в XIX в. решительно осудили  Французскую революцию. Из этого критического анализа и стала складываться социология революции.

А. де Токвиль в книге «Старый порядок и революция» (1849 г.) указал на социально-психологические факторы, способствующие общественным потрясениям. Причиной массовых неконвенциональных действий является не сама степень нужды и гнета, а их восприятие массовыми группами. Реальная ситуация во Франции к.XVIII в. была вполне стабильной. Революционные события 1789 г., разрушение Бастилии, уступки монархии подтолкнули неоправданный рост общественных ожиданий. По мнению Токвиля, реформы могли бы решить общественные проблемы буржуазных преобразований во Франции с существенно меньшими социальными издержками. Либеральный позитивизм XIXв. противопоставил революционным идеям схему эволюционного естественного (органического) прогресса.

Французские классики социальной психологии Г. Лебон и Г. Тард указали на «власть толпы» в периоды революционных потрясений. Люди, охваченные коллективным возбуждением, теряют способность к рациональному и адекватному поведению. Они легко следуют за демагогами, стремятся к «простым решениям». Практика многих общественных потрясений XIX-ХХ вв. подтверждает эту модель. В информационном обществе сознанием обывателя чаще всего манипулируют с помощью масс-медиа.