Лекции по политологии, страница 11

2) В к. XVIII-XIХ вв. сформировались три ведущие политико-философские парадигмы, которые лишь в ходе революционных кризисов н. ХХ в. трансформировались в партийно-программные идеологемы, частично заимствованные из доктрин и лозунгов западноевропейских единомышленников. Три течения, формировавшиеся в диалоге с Европой, - это радикализм, либерализм, консерватизм. Во второй половине XIX в. в радикальную общественную мысль пришли социалистические идеи, а левые партии с социалистическими программами сформировались лишь в н.ХХ в. При всех недостатках русского революционаризма он, на наш взгляд, в XIX в. нес сложную и противоречивую, но альтернативу – шанс на радикальное, «якобинское», буржуазное развитие.

Политическая программа декабризма состоит из двух широко известных текстов – «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева. Не будучи «генетически» связан с французским радикализмом, Павел Иванович Пестель (1793-1825) занимал своеобразную политико-реалистическую позицию: преобразования в отсталой стране должна проводить сильная власть. Программа Никиты Михайловича Муравьева (1796-1843) спустя сто лет, в межреволюционный период, могла бы быть признана либеральной.

Петрашевцы (М.В. Буташевич-Петрашевский, Н.А. Спешнев и др.) пытались перенести на русскую почву идеи французского утопического социализма. Но их политическая программа соответствовала требованиям сохранившегося и в Европе (революции 1848-1849гг.) буржуазного радикализма: последовательный республиканизм и разделение властей, всеобщее избирательное право, отмена остатков аристократических привилегий. Революционный демократизм (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.) также проповедовал социально-утопические конструкции.

У народничества семидесятых-восьмидесятых годов XIХв.(П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев) единство социально-утопических и революционно-демократических (радикально-буржуазных, по сути) идей позволило выстроить своеобразную парадигму «русского популизма», левой идеологии для общества отстающего буржуазного развития. Достижение европейских ценностей (рационализм, гуманизм, демократизм, выборность власти и ее ответственность перед согражданами, социальная справедливость), по мнению народников, возможно с опорой на давно сложившиеся и явно принадлежащие традиционному обществу нормы и институты  (коллективизм, соборность, общинно-уравнительный социализм, небуржуазность, неприятие богатства и успеха).