Лекции по политологии, страница 82

·  Необходимо обеспечить гражданам минимально необходимый уровень достойного существования, но не надо заботиться о равном благе для всех (в США аналогичную мысль последовательно проводит еще один классик современного социального либерализма – Дж. Роулз);

·  Нужны более строгие модели определения размеров и направлений использования социальных бюджетов;

·  Одним из твердых правил должна быть предельная адресность социальных услуг (и у нас, и на Западе есть явная проблема – льготы и дотации из государственной и муниципальной казны получают активные и мобильные представители средних слоев, а не склонные к патернализму и рентным установкам бедняки); 

·  Социальная помощь в большей мере должны быть делом местного самоуправления, муниципалитетов, гражданских ассоциаций, а не государственной бюрократии («Меньше государства – больше децентрализации», - пишет Дарендорф).

5) Гражданское общество в политико-правовой мысли рассматривалось очень неоднозначно. Мы сделаем следующее, очевидно упрощающее, допущение. В Новое и новейшее время общая тенденция присутствует: социум, до того бывший, аморфной, погруженной в традицию, сакральность, иерархии, структурой, становится гражданским обществом, сферой самостоятельной деятельности индивидов и их ассоциаций, независимой от государства. По мнению Г.Гегеля, с некоторыми оговорками признаваемому ныне и умеренно-левой, и либеральной, и просвещенно-консервативной традициями, гражданское общество – комплекс частных лиц, классов, групп, корпораций, отношения между которыми регулируются гражданским правом и независимы от государства.

Ранний европейский и североамериканский либерализм (Дж. Локк, А. Смит, А. Фергюсон, В. фон Гумбольдт, Т. Пейн, Дж. Мэдисон, Г. Торо) решительно попытался подчинить государство обществу. Модель «минимального государства», превращенного в «сферу услуг», впрочем, оказалась не очень жизнеспособной. Умеренные авторы, и либеральной, и консервативной, и социал-реформистской ориентации (Э. Берк, А. де Токвиль, Б. Констан, Дж. Ст. Милль, Дж. Дьюи, Р. Нибур, Дж. Кейнс, К. Поланьи и многие другие) в XIX-ХХ вв. попытались выстроить модель взаимоотношений между государством и обществом. Общая логика этой модели – приоритет прав человека, безусловная неприкосновенность частной собственности и частной жизни, наличие у общества и государства отношений, не столько подчиненности или конфликта, сколько диалога и взаимной ответственности. Крайне «правый», консервативной вариант описанной схемы предложен  Г. Гегелем. Гегель подчиняет гражданское общество государству, считая, что для согласования противоречивых частных интересов требуется «социальный арбитр».