Лекции по политологии, страница 77

Рассматривать все эти недостатки как неизбежные, имманентно присущие парламентскому представительству, предлагают авторы элитистской модели демократии или соревновательного элитизма. Первым здесь является М. Вебер. Свою модель демократии этот классик социологии назвал плебисцитарной (от слова плебисцит – референдум) или вождистской демократией. М. Вебер, Р. Михельс, М.Я. Острогорский в н.ХХ в. указывали на элитистское вырождение массовых партий: из института социально-политического представительства партии легко превращаются в «избирательные машины», обеспечивающие попадание в парламент узкого круга своих лидеров. Германоязычный автор Й. Шумпетер сформулировал определение демократии как открытой и честной конкуренции между несколькими элитарными группами. Признанные позитивные характеристики этой модели, которая, пока, на практике самая распространенная, - предсказуемость, стабильность и относительная эффективность власти; столь же очевидные недостатки – отстранение массовых групп от реального процесса принятия решений, бюрократизация и олигархизация власти.

Политико-модернизационная теория демократии, предложенная группой видных западных социологов (С.М. Липсет, Д. Лернер, В. Джэкмэн, Д. Курт и др.), исходит из того, что для утверждения демократии требуется определенный уровень общественной модернизации. Сеймур Мартин Липсет прямо указывает на почти очевидный факт: чем больше нация преуспевает в рыночной модернизации экономики, тем выше шансы (хотя, безусловно, тут нет строгих гарантий) на установление стабильной современной демократии. Экономическая модель демократии основана на теории рационального выбора.

Наследницей, скорее непрямой, классических коллективистских моделей стала модель партиципаторной демократии или, в дословном переводе, демократии участия (participation – англ. – участие). Ее идеи – это идеи современных западных левых, а среди авторов - видные социологи Н. Пулантцас (Пуланзас), К. Пэйтмэн, Б. Барбер. Концепции современных левых содержат многие здравые положения – широкое самоуправление, в том числе производственное, экологизм, нереволюционное, постепенное уменьшение общественной роли высшей бюрократии и топ-менеджмента. Признание того, что индивидуализм и рационализм присущи не всем социокультурным типам, а соревновательный элитизм показал свою ограниченность, породило интегративную или коммунитарную концепцию демократии, предложенную многими современными западными авторами - Ч. Тейлор, М. Сандел, А. Этциони, А. Макинтайр, Д. Марч, Й. Олсен. Интегративисты полагают возможным совместить общее благо с признанием самоценности каждого лица. Политические институты, в том числе, демократия, права человека, закон, конвенциональное участие, предлагается – на Западе это, в значительной мере, достигнуто - рассматривать как общие ценности. Настаивают сторонники коммунитаризма, и здесь они явно приходят в противоречие с современным либеральным и неоконсервативным истэблишментом, на ответственности и компетентности элит, понимании ими интересов и возможностей сообщества.