Лекции по политологии, страница 16

Критикуя излишнюю осторожность правого либерализма (К. Кавелин, Б. Чичерин), Вл. Соловьев и еще один видный представитель русской леволиберальной традиции Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910) настаивают на последовательном утверждении в России буржуазно-демократических свобод. Социал-либеральных позиций придерживались идеологи кадетской партии - П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий. Г.Ф. Шершеневич, П.Н. Милюков. В этой же системе взглядов сформулирована идея «правовой солидарности» (М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев) – модель диалога и взаимных уступок верхов и низов современного общества, обеспеченная институциональными механизмами (право на законом установленные минимум зарплаты и максимум рабочего дня, социальная защита лиц наемного труда, «примирительные камеры» - т.е. трехсторонние переговоры нанимателей, профсоюзов и властей во время стачек и т.п.) Фактически леволиберальных позиций придерживались и умеренные народники (Н.К. Михайловский, Б.А. Кистяковский, П.А. Сорокин). Взгляд на русских умеренных левых, как на людей, принимающих de facto общедемократические и либеральные ценности (нереволюционаризм, реформизм, самостоятельное значение гражданских прав и свобод, которые нельзя отменить даже волей большинства), встречается в современной отечественной и западной литературе (см., напр., Келли А. Самоцензура и русская интеллигенция: 1905-1914 / Айлин Келли (Британия) //Вопросы философии. - 1990, №10. – сс. 52-65)

В эмиграции законченную модель социальных прав каждого лица сформулировал видный русский ученый и педагог Сергей Иосифович Гессен (1887 – 1950). С.И. Гессен уже после Второй мировой войны принимал участие в разработке Всеобщей декларации прав человека, что показывает не только логическую и духовную, но даже непосредственную, «генетическую», связь классики русской философии свободы с теорией и политической практикой современного либерализма.

5) В эмиграции русские авторы, даже вышедшие из либерализма,  предпочитали разрабатывать консервативную политическую философию. В этой парадигме находятся и евразийство, и сменовеховство, и неомонархизм.

Общая логика евразийства – творческое, но явно тенденциозное, модернистское прочтение Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Россия превращается в особый евразийский (отсюда название доктрины) социокультурный тип, противостоящий и Западу, и Востоку.