Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 7

Состояние автаркии: человек должен быть самодостаточным. Киники - презирали людей, т. к. были не такими как все - не одержимы бытовыми страстями, киники не стеснялись людей.

Киренаики (г. Кирена), представитель - Аристипп. "Киренайки думают, что только" в удовольствии " заключается мерило всего и благо". Неразумность - неудовольствие и страдание. Поэтому разумный человек стремится к удовольствию. Этика каринаиков гедонистична: счастье - благо чувственного удовольствия. Гегесий обратили внимание, что чувственные удовольствия фиксированы во времени. При особом старании удовольствие превращается в страдание, поэтому в жизни только страдания и жить не стоит. Гегесия поэтому звали смертоучителем.

8. Проблемы философии Платона

Платон (настоящее имя Аристокл, 427 -347 г.г. до н. э.) - происходил из рода царей Аттики. С детства готовили для политической карьеры, но он после 20-ти лет серьезно занялся философией. Лучший ученик Сократа. 38 произведений: главный герой - Сократ. Учебное заведение - академия (основана в роще имени Академа, героя др. Греции). Интересовали проблемы космологии, онтологии. Основатель эротизма. "В споре рождается истина". Анализирует философию, которая существовала до него и во время его, делает вывод о ложности этой философии. Возвращает в философию миф. Миф для него - инструмент. Моя философия - "вторая навигация" (на веслах, в противовес первой, легкой - под парусом). Бытие имеет два слоя - феноменальный и ноуменальный. Феноменальный пласт - мир явлений (не суть вещей). Ноуменальный (интеллектуальный, интеллегибельный) мир недоступен органам чувств, но постигаемый органами разума. Существует мир явлений и мер вещей - материальный мир, а также умопостижимый (сверхчувственный, метафизический) мир. Источник бытия, по Платону, является эйдос или идея - бестелесная сущность, которая не воспринимается органами чувств, а является лишь умопостигаемой.

Идею характеризует (делает идеей):

1. Условие, причина, источник всякого бытия;

2. Высшее совершенство, образец всякого существования, его модель, "взирая на которую, Демиург творит вещи";

3. В ней сосредотачивается цель всякой вещи.

Классификация идей:

1. Идеи абсолютных (высших) качеств (идеи справедливости, красоты, блага и т. д.);

2. Идеи физических явлений (огня, движения и т. д.);

3. Идеи живых существ;

4. Идеи рукотворных вещей;

5. Идеи отношений (равенства);

Реальность не так проста, как ее можно постичь с помощью органов чувств. Необходимо усилие разума для постижения некоего феноменального мира. Первопричина - абсолютная форма, идея - именно она причина существования всего.

Первый слой:

Мир бытие - истинный, идеальный, вечный, бесконечный. Значит, это Модель. Еще Платон называет - гиперуранией.

Второй слой:

Небытие - физический, феноменальный, бренный, несовершенный, конечный мир, - Копия.

Между этими слоями помещен Бог (Демиург), который взирая на Модель, из гелия (материи) лепит Копию. В Копии есть недостаточность изначальная, поэтому она смертна.

 Бытие                           <— БОГ       —>                             Небытие

"МОДЕЛЬ"                  Демиург                                            "КОПИЯ"

"гиперурания"                               

Т. о., Платон делит мир на двухслойный метафизический. Начало бытия не находится в реальном мире, но в сверхчувственном, метафизическом. Душа человека - это и есть идея человека. Душа состоит из трех частей: разумная (в голове); мужественная (грудь); вожделеющая (ниже диафрагмы). Выделил 4 типа государства: 1) тимократия (власть честолюбцев); 2) олигархия (власть немногих над большинством); 3) демократия (власть многих над немногими); 4) тирания (власть одного над всеми). Предложил свою теорию государства: люди с преобладанием вожделеющей души должны работать, с преобладанием мужественной – охранять гос-во, управлять гос-вом должны мудрецы - люди с преобладанием разумной части души.