Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 6

Продик - учитель Сократа за 1 драхму. Занимался лингвистическими проблемами.

Антифонт- скандально известен. Отпустил рабов, женился на своей бывшей рабыне. Считал, что талантами могут обладать как богатые так и бедные.

Софисты первые подняли проблему человека, общества, знания, воспитания, педагогики. Обладали даром слова, создавали науку о слове. Нарушая несуществующие законы логики, тем самым способствовали зарождению этой науки. Все софисты были релятивистами, т.е. они считали, что всякое знание относительно. В целом несостоятельный релятивизм является примером антидогматического учения. Не верили в возможность нахождения объективной истины, существуют лишь субъективные истины которые зависят от обстоятельств, в которых оказался данный человек.

7.Этический рационализм Сократа

Сократ (469 - 399 г.г. до н. э.). Первый Афинский философ. "Легче говорить как Аристотель и жить как Цезарь, чем жить и говорить как Сократ". Никогда не записывал свои мысли. Бескорыстно вел беседы на улицах города. Старался заставить людей думать, задавал наводящие вопросы, приводил с помощью этих вопросов (даже глупого) к истине. Побуждал людей думать о самих себе, о нравственности, что есть сущность человека, природа человека и его последняя реальность. Не доверял практическому знанию. Интересовался не постройками и городами, космосом, а людьми и их внутренним миром. Основная цель философии Сократа – проблема человека. Философию Сократа часто называют этический рационализм (главный вопрос – нравственный, но он решается рационально – с помощью разума). "Истина внутри нас - это душа". Это не только совестливая, но и интеллектуальная сущность. Душа человека есть "Я познающее". Сущность человека сосредоточена в его душе. Ценность души состоит в познании.  Тело лишь инструмент души для достижения своих стремлений. Душа должна уметь властвовать над своими инстинктами, т. е. иметь самообладание, должна уметь подавлять животные побуждения. Человек свободен - может выбрать чувственный мир наслаждений или сдержанный, рациональный образ жизни. Душа - стержень человека. Счастье по Сократу, не во внешнем, материальном, физическом мире, а внутри нас (не нужно перестраивать окружающий мир). Как человек поймет свое счастье, так он и проживет, т. е. сам закладывает свое счастье. Человек должен быть обращен внутрь самого себя, - основы современного западноевропейского образа жизни. Сократ дополняет понятие добродетели–деятельное начало: если возможность добродетели др. греки приписывали кому угодно, то Сократ считал, что человек должен обладать комплексом добродетелей. Для Сократа знания достигаются через понятия к определению, метод индукции или диалектический, маевтика т. е. метод движение от частного к общему (обобщение). Сократ считал знание основой добродетели, т. е. источник добродетельных поступков. Плохие поступки есть лишь результат невежества. Все моральные нормы поляризованы - или хорошо, или плохо, никаких полутонов. Идея непротивления злу насилием. Жил и погиб со своими убеждениями.  

Последователи Сократа - младшие сократики: Киники (кинизм); Киренайки; Элидская школа; Мегарская школа.

Киники - Антисфен собрал учеников в Киносарге (резвая собака). Диоген называл себя собакой. Антисфен презирал наслаждения, - душа не должна быть изнежена. Человек должен быть самодостаточной системой, ни в ком и ни в чем не должен нуждаться, обладать силой духа, и уметь ограничить себя до минимума. Киники были яркими индивидуалистами. Считались аполитичными эгоистами, бродягами. Диоген представитель антикультурного, антицивилизационного образа жизни. Идеал - серая мышь, которая не нуждается ни в ком и ведет естественный образ жизни. "Я собака, так как веду себя как собака: она приветствует дающего, рычит на не дающего и кусает отбирающего". Диоген был символом аморального. Киники показали своим примером, как в тяжелых условиях (крушение империи греков) остаться счастливым. 'Жизнь сама па себе достаточна для счастья". Киники были космополитами., т. к. человеком оставались везде на Земле. Кинический аскетизм: максимальное обращение своих потребностей (минимизация).