Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 23

Н. Бердяев (1874-1948). Род. в Киеве, умер под Парижем. По происхожд. - из дворян. Учился в киевском университете. В 1898 г. искл-ли и сослали в Вологду за привеж-ть идеям социал-демократии и марксизма. Журнал. "Вопросы жизни " возглавляет, религиозная тематика. Революция его потрясла, не принял перемены. Попал в список высланных за пределы Сов. России (в списке были виднейшие деятели культуры и науки), в этом смысле ему повезло - остался жив. Частично оказал влияние на экзистенциализм, персонализм. Написал - "Истоки и смысл русского коммунизма" - интересное произведение с истор. точки зрения.

Его философию считают началом экзистенциализма (сам Бердяев отмечает, что его философия экзистенциальна, это философия духа). Проблема человека - в рамках постан-ки вопросов свободы, личности, творчества, духа, истории, носит дуалистический хар-р: существует мир подлинный и не подлинный. Философия Бердяева -дуализм человека и Бога, духа и природы, свободы и необходимости, причины и следствия, личности и общества, иногда противопоставляет "царство Бога" и "царство Кесаря".

Проблемы творчества и свободы - основные у Б. Свобода - ничто (изначальное), субстанция основа мира, из этой бездны раскрывается Бог, бытие, человек, объективизируются и являются вещи. Т.о., свобода первична по отношению к Богу, который властен лишь над человечком. Зло исходит от человека, он за него и ответственен.

Творч-во, “сознание” мертвого объекта - объективизация идей носящих эсхастологический характер (конечность мира) Т.о., человек окружает себя мертвыми объектами, которые в конце концов могут его убить тем или иным образом. Особенно это относится к техническому творчеству.

Отрицает бесконечность прогресса. По Бердяеву, существует особый “евангельский” мир, соприкосновение с которым открывает человеку смысл истории и истинные знания. По Бердяеву, философия в начале своей деятельности должна открыть истину для себя, что философия субъективна. Первична личность, а общ-во - акт объективизации сознания личности, т.е. в этом в этом идеалистическом понимании Бердяев близок к классической немецкой философии.

23. От позитивизма к неопозитивизму

Истоки позитивизма лежат в НТР. Главная проблема - поиск научных методов познания, поиск роли философии в практической деятельности. Позитивисты ставят вопрос о соотношении философии и науки. Имеет права на существование только позитивное знание т.е. приносящее практическую пользу, что не может сделать философия.

В своей исторической эволюции позитивизм прошел 3 осн. этапа:

1) "Классический" позитивизм.

Огюст Конт (1798-1857), франц. философ, основоположник позитивизма (науки которая исходит из позитивного т.е. из фактически данного устойчивого и неизменного которое ограничивает сферу своего исследования). Конт рассматривал позитивизм, как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий (этапов) интеллектуальной эволюции человечества, которые определяют развитие любого общества:

1.идеологический (теологический),

2.метафизический (господство философии)

3.позитивный или научный (объединение теории и практики, человек стремится выявить универсальные связи и сформулировать законы).

Разработал классификацию наук по степени уменьшения их абстрактности.

"Человеку необходимо знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы избегать" - слова Конта ставшие девизом позитивизма

Конт считал, что философия не может ответить на вопрос: Почему? т.е. она не может вскрыть причинно-следственные связи. Она должна отвечать на вопрос: Как (все происходит)? Т.е. это должна быть описательная, обобщающая дисциплина занимающаяся компилированием знаний.