Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 15

В середине 18 в. Нидерланды, так же как и Англия, была, передовой капиталистической страной Европы. Во второй половине 17 в. произошла буржуазная революция - избавление от испанского феодализма и провозглашение бурзуазн. республики. В 18 в. Нидерланды страна передовой техники, науки (матем., физика, механика, астроном.) и передового искусства (школа живописи Рембрандта). В Нидерландах в течении 20 лет работал Р.Декарт.

Спиноза родился в Амстердаме, в зажиточной еврейской семье. Родители хотели видеть в сыне ученого-богослова, но передовые идеи того времени и в особенности учение Декарта привело Спинозу к разрыву с иудаизмом. Он был отлучен от еврейской общины и не примкнул не к какай другой вере. Средства проживания добывал шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза в 45 лет. Спиноза – материалист.

Осн. соч.: "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика" (1677).

Спиноза, т.ж. как и Декарт, стремился построить философию на основе безусловно достоверных исходных положений. Образец достоверности и строгой доказательности видел в геометрии, с ее аксиомами и строгой дедукции теорем. Мир, по Спинозе - закономерная система, к-рая до конца может быть познана геометрическим методом. Поэтому главный свой труд "Этика"- изложил так называемым геометрическим методом. В начале излагаются определения, долее формируются аксиомы, а затем на основании этих определений и аксиом доказывается теорема.

Природу, Спиноза пантеистически отождествлял с Богом, который есть единая, вечная и бесконечная субстанция. Существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя, т.е. не нуждается для своего существования ни в чем другом. Это глубокое диалектическое положение является выдающемся вкладом Спинозы в обоснование материализма и атеизма. Природа является, с одной стороны, природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как "природа творящая", она есть субстанция, или, что то же самое, по мысли Спинозы, Бог. Отождествляя природу и бога ("бог, или природа"), Спиноза отрицает существование внеприродного и сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое и атеистическое понимание природы. Природа, по учению Спинозы, вечна и бесконечна, она и причина, и следствие, и сущность, и существование.

От субстанции, как необусловленного бытия, следует отличать мир отдельных конечных вещей, или совокупность модусов. Спиноза называет модусом то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Они относятся к единой субстанции так, как бесчисленные точки, лежащие на прямой, относятся к самой прямой.

Природа как субстанция, со всеми своими свойствами существует сома по себе, не зависимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать субстанцию во всех видах, или аспектов ее бесконечности. Но наш человеческий рассудок не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух отношениях: во-первых, протяжение и, во-вторых, как мышление. Протяжение и мышление Спиноза называет атрибутами субстанции, поскольку в них бесконечная сущность субстанции выраженная в своем роде т.е. в определенном отношении, отличном от другого отношения.

Атрибут – неотъемлемое качество любого явления.

Модус – образ (проявл.) бытия – сущ. только в рамках самой субстанции, это часть бытия, подобно точкам, составл. прямую.

Атеизм Спинозы. Спиноза сыграл большую роль в развитии атеизма и религиозного свободомыслия нового времени. Свои понятия о религии и свои взгляды на ветхозаветную библию Спиноза изложил в " Богословско-политический трактате". В нем ставилось 2 больших вопроса: 1) о допустимости в государстве свободы философского и научного исследования; 2) о хар-ре и происхождении священных книг ветхого завета. В первом доказывает, что религия должна предоставить ученым полную свободу мысли и исследования. Богословия и философия, не имеют ничего общего. Цель религии - дать наставление людям по вопросу о том, как нравственно жить и поступать. По этому никакие результаты и положения, добываемые наукой и философией, не могут ни противоречить религии, ни представлять опасности для религиозного благочестия и для нравственного состояния общества. Религия и государство не должны посягать на свободу мысли.