Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 12

Франческо Петрарка - любил замужнюю женщину, писал стихи о Лауре. 15-16 века - расцвет Эпохи Возрождения 17 в. - эпилог Эпохи Возрождения

Томазо Кампанелла - представитель конца Эпохи Возрождения. Для Эпохи Возрождения характерно неоэпикурейство.

Вопрос Петрарки: “Кто мы и куда мы идём?”. Возрождается также неоплатонизм-интерес к человеческой душе и телу, - Николай Кузанский-немец который служил в Италии. Возрождается и Аристотелизм. Это прежде всего учение о душе Пьетро Помпанацци. Возрождается скептицизм (Мишель Монтель) “Нужно говорить жизни да при любых обстоятельствах”. Меньше внимания уделяется в эту эпоху религии и политике.

Николло Маккиавели - затрагивает проблемму политики (“цель оправдывает средства”).

Томас Мор (коммун, утопия). В области религии - Эразм Ротердамский, Мартина Лютера, Жан Кальвин (зарождение протестанства).

Вывод: Философия Эпохи В. носит антисхолостический характер. В это время завершается отделение философии от религии, чему способствует теория двойной истины. В это время обособляется предмет науки, который призван изучать природу, от предмета религии, которой отводится задача спасения души. Если для философии средневековья характерен теоцентризм, то философия эпохи В. носит антропоцентричный характер : она через гуманизм поднимает проблему человеческой индивидуальности. Гуманизм воззрений—самая главная особенность философии эпохи В., характерно возрождение натуральной философии, которая часто носит пантеистический характер, т.е. не отрицая прямо существование Бога, его как правило отождествляет с природой. Характерен возврат к диалектике, возникновение новых (прежде всего естественных) наук.

Поворот от логической проблематики к естественнонаучному познанию. (Коперник, Бруно, Леонардо Да Винчи, Галилей - развитие наук, открытие законов природы) - предпосылка упадка схоластики.

15. Обоснование эмпиризма в философии Ф. Бэкона.

В период (1543-1687) происходит взрыв научно-технических идей. Николай Коперник (1473-1543), польск. астроном, совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли; Иоганн Кеплер (1571-1630), нем. астроном, открыл з-н движения планет, изобрел телескоп; Галилео Галилей (1564-1642), итал. ученый, основатель современной механики, открыл з-н падения и ускорения тел; Исаак Ньютон (1643-1727), англ. ученый создатель классич. механики, открыл з-н всемирного тяготения, разработчик дифференциального и интегрального исчисления, и т.д.

Изменение в эпохе приводит к изменению мировоззрения, оно становится более научным. В это время меняется представление о науке, о научном поиске, о соотношении научного знания и веры, об ученом, и об человеке в целом. НТР требовала формирования нового типа ученого. Главная тенденция фил. нового времени - 'проблема метода', т.е. поиск универсального метода, видоизменение которого использовалось бы в различных науках. Требуется союз науки и техники. Ученый начал экспериментировать. Приоритет технического труда над чистым научным творчеством.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626), английский философ, родоначальник англ. материализма. Родился в Лондоне, в знатной но не богатой семье, с детства готовился к политической деятельности. Получил титул лорда-канцлера при короле Якове I. Но после краха карьеры (разжалован за взятку) уже в преклонном возрасте серьезно занялся философией.

Осн. труды: "Об достоинстве и приумножении наук"; "Новая Атлантида"; и наиболее известный "Новый органон" (1620), в котором провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой. "Мир должен меняться в сторону благосостояния народа"; "Знания должны служить человеку, помогать удовлетворять его потребности";

"Знания - сила". Бэкон считал, что человек вполне может управлять природой, для этого надо постичь з-ны природы. Предложил реформу науч. метода - очищение разума от заблуждений ("идолов", или "признаков"), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа к-рой - эксперимент. Наука должна служить людям, а не существовать ради самой себя.