Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 11

Реализм - бог един, но он проявл. в 2-х ипостасях.

Номинализм - 3 бога - что являлось ересью даже Росцелин был вынужден отказаться.

В результате была принята точка зрения реалистов.

Кентерберийский серьезно подошел к доказательству бытия бога. У него есть априорное (из предшествующего - аксиома) и апостериорное (из последующего - опыт) толкования бытия Бога. Апостериорное доказательство: отправной пункт - стих из библии об отказе безумца от сущ. Бога: безумец сказал: "Нет Бога". Но даже если он называет это имя, и признает тем самым его существование.

Т.о. спор реализма и номинализма основан на определениях всеобщего и частного (общего и единичного), но все сводилось к религиозным догматам. Спор р. и н. – предвосхищение спора материалистов и идеалистов.

13. Фома Аквинский – центральная фигура схоластической  философии

Фома Аквинский (род. 1225-1226, умер 1274). Главная его заслуга в масштабной мысли. Этот гений метафизики сумел систематизировать все философские учения. Он 5-й в лике святых римской церкви (для православных он уже не святой). Принял монашество, жил в Неаполе, затем много путешествовал по Европе, участвуя в спорах. По латыни его имя Томас по православному Фома. Философия Фомы Аквинского (Томизм) была официальной религиозной философией, и по сути является ей по сей день (неотомизм).

Главные произведения : 1) “Сумма против язычников” 2) “Сумма теологии”.

“Цель моя в том, чтобы возвестить истину, проповедуемую христианским вероучением...... Спорить можно о ком угодно, чтобы доказать догматы христианства. В борьбе с язычниками в отличие от еретиков и евреев, нельзя опираться на Священное писание (Новый, либо ветхий Завет), можно опираться лишь на разум. С точки зрения Фомы Аквинского, у всех сущность и существование разделены, за исключением Бога - следовательно мы несостоятельны в суждении о Боге. Фома Аквинский (влияние Аристотеля) выдвигает 5 постулатов (в рамках схоластического аристотелизма) бытия Бога (доказательств):

1. Существует перводвигатель (Бог).

2. Бог первопричина всякого существования.

3. Существует абсолютное единство

4. Только Бог может быть конечным источником необходимости всякого существования.

5. Существует высшая цель, которую определяет Бог.

Любой философ идёт в направлении :

причина —>следствие (апостериорное)

причина<— следствие (априорное)

Двигаясь в обоих направлениях философ этой эпохи “натыкался” на Бога.

Существует какое-то высшее полное, совершенство, раз человек стремиться каждую минуту к чему либо.

Фома характеризует Бога, как саму простоту, значит у него нет тела. Бог заключает в себе совершенства всякого рода, при этом мы можем говорить, что некоторые люди подобны Богу, но не следует говорить, что Бог подобен кому-либо из людей. Бог это синоним блага. Бог обладает интеллектом, причём всё сразу (и важное и второстепенное) он познаёт одновременно и мгновенно, ему известна сущность вещей ещё до сотворения мира.

Бог - это сама истина, постижение всех вещей это его обыкновенное состояние, в Боге заключены восторг, радость и любовь. Бог-это вечная позитивность.

С точки зрения Фомы, Бог не может испытывать чувство ненависти, уставать, забывать, гневаться или печалиться, лишить человека души, впасть в грех, иметь тело, уничтожить сам себя, или сотворить другого Бога.

По поводу человеческой Души: она передаётся не через семя отца в сына, а вдыхается Богом в момент рождения человека. Душа бессмертна, идеальна и разумна. Человек занимает среднее положение между ангелами (нет тела, но есть идеальная бессмертная душа) и животными (есть как у человека и тело и душа, но и тело и душа смертны).

Знамя схоластики пытались подхватить иезуиты и францисканцы, но разрыв между философией и религией, уже наметился.

14. Философия эпохи Возрождения

Эпоха В. характерна тем, что её наиболее яркие представители были талантливы во многом - живописи, скульптуре, науке и т. д.