Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 2

Буддизм разделился:

махая на (северный, большой путь) - классический буддизм. Монах может как войти в Нирвану, так и помочь подойти к ней другим.

хинаяна - “монах движется к Нирване”. Нирвана - угасание страстей и желаний, состояние успокоения (эгоистический путь). Человек, испытавший Нирвану, не возвращается.

Разновидности буддизма: на Тибете - ламаизм; в китае - чайн-буддизм; в японии - дзен-буддизм. В буддизме есть понятие перевоплощения души, но нет понятия Брахмана и Мокши.

Теория Дхарм (истин). Дхармы - частицы, атомы сознания. Окружающий мир иллюзорен, духовного абсолюта нет. Наше сознание тоже иллюзорно. Если мы наведем порядок в нашем сознании, то окружающий мир перестанет существовать.

Две разновидности Дхарм: 1) проявленные - частицы сознания, комбинация которых составляет человеческую душу; 2) непроявленные - элементарные частицы высшего потустороннего бытия. Добиться гармонии в мире можно успокоив волнение Дхарм (успокоением страсти).

2. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм.

Если для древнеиндийской философии характерно обращение во внутрь, то для древнекитайской характерно обращение во вне и отсутствие каст.

Древний памятник культуры - китайская классическая “Книга перемен” (“Ицзин”). Состоит из канонического текста и комментариев. Представляет собой книгу для гаданий. Основа книги - гексаграммы из сплошных и прерывистых линий, по б линий в каждой. Содержит 64 гексаграммы. Философские комментарии к книге перемен называются сицы-чжуань. Основная мысль книги: все явления изменчивы, имеют динамический характер. Все в природе имеет два начала ян и инь, их взаимодействие порождает все существующее.

Ян - начало мужское, активное, физический эквивалент - небо. Это начало светлое, твердое. Инь - начало пассивное, женское, физический эквивалент - земля. Это темное начало. Тай - цзы (знак круга) - великий предел, причина возникновения всех вещей и явлений. Ян - инь - начала противоположные, взаимозависимые, взаимопереходящие. Ян снова и Инь      Ян    снова возвращается к своему началу, а инь, достигая максимума, превращается в ян. В теле человека ян и инь уравновешены, нарушение этого равновесия приводит к болезни.

“Книга перемен” - эпопея света и тьмы, чередование этих двух начал - мировой процесс. Путь вселенной то ян, то инь.

Конфуцианство, основатель Кун-Цзы (551-479ггдо н.э.). Родился в семье разорившегося чиновника. В 22 года начал учение. В 50 лет начал политическую деятельность. Похоронен в спец. отвед. месте. Главная книга - “Лунь юй”. Написана учениками: беседа и переписка с учениками. Конфуцианство рассматривало вопросы нравственности, жизни, семьи , управления го-вом и обществом. Исходная точка конфуцианства - концепция неба. Небо - высшее творение и творец, часть природы и высшая духовная сила. Закон Жэн - моральный закон отношений между людьми: то, чего я не хочу, чтобы делали мне я не хочу делать другим, 3-ны Ману: жизнь зависит от судьбы, слава и богатство даются небом.

Ведущая идея – оправдание господства привилегированных классов.

Принципы:сяо - почтение родителей, дзи - почтение старшего брата, чжун-юй - золотая середина, чжень-ман - принцип изменения имен, джун - принцип верности господину, ли – ритуал, нормы поведения.

Конфуцианство распалось на 8 школ, важнейшие из них:

мэн - цзы - человек по природе добр сюнь - цзы - человек по природе зол

Сила, пример, убеждение - основные рычаги управления народом.

Лигисты - авторитарные методы управления и приоритет инь. Конфуцианство было господствующей идеологией в Китае очень долгое время.

Даосизм- мистический материализм. Основатель даосизма - Лао-Цзы.

Дао-Дэ-Цзын - книга Лао-Цзы. Дао - центральное понятие даосизма. Это неизменная первооснова всего изменчивого мира, это первоначало и завершение всего существующего, - центральное понятие. Дао имеет несколько значений:

1) путь и высший закон, которому подчиняется все сущее

2) неизменная первооснова всего изменчивого мира (и первоначало и завершение)