Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 5

Демокрит (460 - 371 гг. до н.э.) был прославленным философом и плодовитым автором. Был учеником Левкиппа. Левкипп ничего не записывал, поэтому сведения о их концепции стали известны только благодаря Демокриту. Со слов Тита Лукреция Кара на создание концепции Левкиппа и Демокрита подтолкнули хаотично движущиеся на солнце пылинки. Атомисты считали, что кроме бытия есть его противоположность - небытие или пустота. Первопричина всего является атом - истинно сущее бытие. Все предметы состоят из атомов и пустоты (небытия), благодаря которой движутся атомы. Атомы могут сцепляться друг с другом и отталкиваться. Взаимодействия их порождают бесконечное количество тел, разнообразных по форме и свойствам. Демокрита не интересует движение как причина, но он классифицирует его: 1) движение хаотичное (рассеивание); 2) движение, образующее запахи; 3) вихреобразное движение.

Демокрит считал, что  все происходящее в мире имеет свою причину. "Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на коком-либо основании и в силу необходимости". Обнаружение и выявление подлинных причин происходящего является главной целью познания. Демокрит одним из первых дал развернутое представление о процессе познания, выделив в нем чувственную и рассудочную стороны и определив их соотношение. Познание идет от чувств к разуму. Проблема познания - чувственное восприятие - основной источник познания, но познать сущность можно только с помощью разума. Демокрит высказывает идею о вечности времени, о бесконечности пространства (вселенной) и миров. Демокрит первым стал писать этические сентенции. “Жизнь должна быть разумном, т.е. во всем опирать на меру” - идея золотой середины во всем. Проблема причины еще не стоит перед Демокритом.

6. Софистика и смещение оси философского поиска с космоса на человека

Школы софизма зарождаются не далеко от Афин, V в. до н. э. Приход софизма связан с приходом демократических форм власти. Изменились традиции и взгляды. Не только преследовали цели истины, знания и т.д., но и утилитарные (корыстные) цели. Путешествовали, искали учеников, продавали знания с целью решения житейских проблем. Софисты – первые, кто брал плату за обучение. Их деятельность лежит в основе западной модели образования. Стоят у истоков образования, воспитательской деятельности. Принцип "диффузии знания". Софистов обвиняли в бродяжничестве и аполитичности. Учили "за пять драхм лучше, чем за одну". Не являлись патриотами, в отличии от других греков, своих городов-полюсов, - положительный момент в том, что расширяли связи между городами. Честно показали сущность человека, он обладает недостатками. Представители антидогматического учения (свобода духа), могли доказать любую вещь, были релятивистами (истина субъективна, все в мире относительно). Софизм - неоднородное течение. Разделяют на три группы: 1.Софисты философы ; 2. Софисты эри-сты (от греческого эристика - искусство ведения спора); 3. Софисты-политики.

Протагор (491 (81) - кон. V века до н. э.): Основа – суждение Гераклита о том, что во всякой вещи, явлении, человеке существуют противоположные начала. Поэтому при анализе обе противоположности могут считаются истинными. "Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, а не существующих в том, что они не существуют". Вывод: все истинно. "То, что больному горько, здоровому покажется сладким". Говорил, что не может судить, есть ли бог, или его нет ("О богах"). Главный критерий истины - выгода.

Горгий (485(80) жил более века). Не имел гражданства, не платил налоги, не имел семьи, бродяжничал. Все ложно. Три тезиса: 1) Ничего не существует; 2) Если что-то существует, то оно не познаваемо; 3) Если познаваемо, то невыразимо в словах. Горгий разделяет предмет мысли и существование предмета в отличие от эллеатов.

Гиппий - проблемы естественнонаучные, также лингвистические проблемы. Пытался создать науку о памяти. Мог запомнить последовательность из пятидесяти слов. Дал определение геометрической кривой.