Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 14

Отмечает 3 составных исследования: дедукция, интуиция, сомнение (метод картезианского сомнения). "Истина в том, что я мыслю, следовательно, я существую...". Это первый искомый принцип моей философии”. Чувственный мир обманчив; мышление-процесс сознания, доказывает о существовании мыслящего, сомневающегося. Первый высказал предположения о том, что умственная деятельность обусловлена функционированием головного мозга. Заподозрил наличие гипофиза (шишковидная железа).

Декарт – дуалист (линии Платона и Демокрита). Признает существование двух начал – материального и идеального. Осн. проблема философии Декарта – проблема метода познания. Работа “Правила руководства ума” – 21 правило группирует в 4:

1) правило очевидности – Никогда не принимать на веру ничего, в чем вы не уверены. – Интуиция – ясная идея – свет разума.

2) аналитический метод: разделять проблему на столько частей, сколько необх. для ее исследования.

3) синтез – нужно располагать свои мысли в определенном порядке.

4) необх. контролировать отдельные этапы работы и составлять перечень (обзор) всех этапов работы.

Дуалистическая философия Р.Декарта. Декарт Ренэ (1596-1650) франц. Философ, математик, физик и физиолог В основе философии Декарта - лежит дуализм души и тела, 'мыслящей' и 'протяженной' субстанции. Он утверждал, что существует две субстанции: субстанция тела, обладающая атрибутом протяженности, и субстанция души, обладающая атрибутом мышления. Тем самым он признавал два независимых друг от друга начала - материальное и духовное. Существование тела и души, по Декарту, определяется третьей субстанцией - богом. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, - бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей.

Природа, по утверждению Декарта, представляет собой непрерывную совокупность материальных частиц, а отличительными свойствами материи является ее протяженность. Движение материального мира вечно и протекает согласно законам механики, т.е. сводится к простому перемещению частичек, атомов.

В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. В душе мы видим два рода идей: приобретенные и врожденные (главная из них - идея Бога, в Боге не следует сомневаться, - это истина, от которой следует исходить).

Основные сочинения: "Геометрия"(1637г.), "Рассуждение о методе..."(1637г.), "Начало философии" (1644г.)

17. Учение о субстанции Б.Спинозы.

В период (1543-1687) происходит взрыв научно-технических идей. Николай Коперник (1473-1543), польск. астроном, совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли; Иоганн Кеплер (1571-1630), нем. астроном, открыл з-н движения планет, изобрел телескоп; Галилео Галилей (1564-1642), итал. ученый, основатель современной механики , открыл з-н падения и ускорения тел; Исаак Ньютон (1643-1727), англ. ученый создатель классич. механики, открыл з-н всемирного тяготения, разработчик дифференциального и интегрального исчисления, и т.д.

Изменение в эпохе приводит к изменению мировозрения, оно становится более научным. В это время меняется представление о науке, о научном поиске, о соотношении научного знания и веры, об ученом, и об человеке в челом. НТР требовала формирования нового типа ученого. Главная тенденция фил. нового времени - 'проблема метода, т.е. поиск универсального метода, видоизменение которого использовалось бы в различных науках.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-77), нидерландский философ, материалист, атеист и пантеист (отождествление Бога и природы).