Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 16

По второму вопросу Спиноза доказывает, что ветхозаветная библия возникла глубоко не в столь глубокой древности, как это утверждали богословы. Библия не плод божественного откровения, а свод книг, написанных людьми и отражающих уровень их нравственных убеждений.

Выводы: Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи - ее модусы (единичные проявления). Человек - часть природы, душа его - модус мышления, тело - модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Родоначальник атеизма.

18. ‘‘Критическая философия’’ Канта

И.Кант (1724-1804). Родился в Кенигсберге. Стал ректором Кенигсберского университета, хотя был незнатного происхождения и слаб здоровьем. Защитил четыре диссертации.

Был очень скромным человеком. “Повелевай своей натурой, иначе она будет повелевать тобой”. Был педантичен по нему можно было сверять часы. Первый период творчества (1746-1768) - “докритический”: космология, естественная история. Наиболее характерные произведения этого периода: “Всеобщая естественная история и теория неба”, Вопросы: каковы границы человеческого сознания в познании окружающего мира. Предпосылка работ “критического” периода: учение о явлениях и вещах в себе. “Критический” период. Гл. проблема: путём критицизма определить возможности познавательской деятельности человеческого разума. “Критика чистого разума”(1780): вопросы о необходимости исследований способности только человеческого разума. Затем анализ другие способности души человека: “Критика практического разума”(1788) - этика; “Критика способности суждения”(1790) – эстетика и целесообразности природы. Работы Канта называют “коперниканским переворотом”: подобно тому, как Коперник исследовал сначала положение и движение наблюдателя-астронома, а затем – движение небесных светил, так и у Канта изучается сначала не окружающий мир, а сам субъект исследования, его возможности. Вопрос: На самом ли деле окружающий мир подчиняется законам, которые как бы открыли люди? Такое явление наблюдается, как трансцендентный переход объекта в субъект, то есть знания субъективны. Кант поставил 4 философских вопроса: 1) Что Я могу знать? 2)Что Я должен делать? 3)На что Я могу надеяться? 4)Что такое человек.

В последнем вопросе фокусируются 3 первых. Т.о акцент исследований переноситься с окружающего мира на человеческое сознание, разум. Учение о явлениях и о "Вещах в себе", как уже отмечалось, - предпосылка "критических" работ. Процесс познания: объект посредством своих определённых качеств воздействует на чувства человека и вызывает тем самым ощущения (в этом моменте Кант материалист). Но это еще не разумное восприятие мира. Мир воспринимается Кантом на уровне явлений (чувственные восприятия), но сама вещь остаётся не познаваемой, то есть суть остаётся скрытой от человеческого сознания "вещи в себе" не могут стать вещами для нас! Сущность принципиально не познаваема, трансцендентна. Учение Канта о не познаваемости "вещей самих по себе" имеет идеалистический смысл, т.к. в конечном итоге эти "вещи" у Канта оказываются трансцендентными-запредельными, потусторонними для нашего разума, существующими вне времени и пространства. Время, пространство, количество, качество, причинность и др. объективно существующие связи и отношения рассматриваются Кантом лишь как субъективные, существующие в качестве форм познания чувственности и рассудка. То есть нельзя поверить в разум бесконечно, дать ему бесконечные возможности в области познания, наука в этом случае понесёт урон. Через критицизм приходит к выводу, что разум не даёт чистую истину.

Учение Канта о знание основано на теории о суждении. Суждение-фиксирование любого свойства предмета. Состоит из 2-х частей .пример: роза красная (роза->субъект; красная->предикат).