Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 17

Между субъектом и предикатом существуют сложные взаимоотношения: предикат может не давать новых знаний о субъекте как сущности ("равносторонний треугольник" - предикат лишь отмечает ещё одно возможное свойство субъекта - равностороность, но не даёт знание о треугольнике как таковом),- аналитическое суждение; Синтетические суждения - предикат несёт новые характеристики субъекта, эти суждения основаны на опытном знании. В рамках синтетических суждений есть такие, которые не выведены из опыта, поэтому Кант вводит ещё 2 понятия суждений: апостериорное (послеопытные) и априорное (доопотное не требующее проверки). Откуда берутся знания apriori? Когда-то эти знания были получены опытным путём.

Пространство и время не существует, по Канту: у человека есть аппарат, который воспринимает всё в пространстве и времени- субъективных восприятиях (как и количество и качество), существующих лишь в качестве форм познания, это особенности организма, обладающего духовным аппаратом, который упорядочивает материю в пространстве и времени. Т.о. время - внутренняя форма познания окружающего мира, пространство - внешняя форма познания мира. Сознание облекает окружающий мир в пространственно временные формы и , тем самым познаёт его.

Философские категории Канта охватывают 4 группы: 1) Категории количества 2)Категории качества 3) Категории отношения 4)Категории модальности.

В "критике чистого разума" Кант пишет о трудности применения категории пространства и времени в отношении вещей, которые не доступны для познания, - так рождаются антиномии - противопоставления тезиса и антитезиса. Примеры антиномий по Канту: 1)Мир имеет начало во времени и бесконечен в пространстве - мир ограничен в пространстве и бесконечен во времени. 2)Сложные вещи состоят из простых - в мире нет ничего простого. 3)Причинность вытекает из свободы - в мире нет никакой свободы. 4)Существует необходимая сущность (бог) -её не существует.

По Канту, первые 2 антиномии не имеют смысла, в отличие от 2-х последних .

Кант создал очень строгую по отношению к человеку этическую концепцию. Этические убеждения-знания apriori. Только чувство долга(которое исходит от разума) является эталоном нравственного поведения, его основанием. Выведена 2 императива (imperativus-повеление)–гипотетический и категорический. Кант знал, что людьми движет чувство целесообразности, которое явл. аморальным, т.к. корыстно. Если - же человек движим чувством долга, то это явл. залогом высоко нравственного поведения. Императив рассматривается в качестве безусловного приказа разума. Этические максимы абстрактны, не явл. конкретными ни для определённого класса, ни для пола, ни возраста и тд., эти максимы всеобщи для всех людей.

"Человек всегда лишь цель ,но не когда не средство". "Не поступайте по отношению к другим так как вы не хотели чтоб поступали с вами"

Этика Канта ригористична (основана на мужественности), предполагает самоконтроль и умеренность.

19. Философская концепция Г. Гегеля

Гегель начинает с того, что отбрасывает все ненужное по его мнению в теориях предшественников. Например у Канта мир познаваем, Гегель же считает познавательные возможности разума бесконечными. Фихте "Наука учения’’, был убежден что чел-ское ‘‘Я’’ (активное самоорганизующееся начало) можно вывести искомые истины, философия субъективна, - эту точку зрения критикует Гегель. Шеллинг интересуется философией природы, считает, что сознание и бытие тождественны, - кое-что отсюда заимствует Гегель.

Ф. Гегель (1770-1831) создал грандиозную, логически стройную философскую систему. Поставил цель охватить всё, - этой цели не может способствовать никакая наука, кроме философии. Философия Гегеля включает 3 части: логика, философия природы, философия духа (права истории, религии и т.д.). Логика - основная часть, даёт важнейшие з-ны мышления; это наука о существовании всех вещей.  Главное утверждение: тождество бытия и сознания. Нужно искать субстанциональную основу бытия, которой и стало для Гегеля вышеназванное утверждение.