Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 19

С одной стороны Гегель создает стройную философскую систему, но его философия в цепом идеалистична. Человеческое общество - это лишь форма существования абсолютной идеи. Именно этот идеализм вступает в противоречие с его диалектическим методом.

20. Иррационалистическая философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

Причинами появления новой волны в философии было стремление вернуться от эмпирической методологии и гносеологических проблем к оригинальной философии-иррационализма.   

Артур Шопенгауэр (1788-1860). Родился в материально обеспеченной семье, это оказало влияние на его воспитание и образов.. Учился во многих западноевропейских учебных заведениях. Мать, известная писательница, разрешила сыну не заниматься делом отца и выбирать проф. Свободно. Учился в Берлинском университете, затем был там приват-доцентом (там случилась ссора с Гегелем). В 1818 г. Пишет своё основное произведение “Мир как воля и представление”. Кроме того есть: “Примеч. и дополнения” (1851); “О воле в природе”. После ссоры с Гегелем и неудачи с 1-м произведением (плохо раскупались) уехал из Берлина во Франкфурт-на-Майне, где вёл классическую жизнь философа (жил на проценты от состояния). После выхода “Примечаний ....” получил признание, появились поклонники (Рихард Вагнер). Признавал себя учеником Канта, заимствовал его терминологию. “Мир как вещи в себе и явления” - так бы звучало назван, основного произведения Шопенгауэра у Канта. Объяснить мир можно не обяз-но через материальное начало, субстанцию, а через иррациональное начало-мировую (космическую) волю, это потребность всякого выживания, это творческий принцип, благодаря которой объектевизировались через представления окружающего мира. Мировая воля трансцендентна, вне времени и пространства. Поэтому мир представлений материален и познаваем. Воля-источник бытия. Познать мир мы можем интуитивно (наиболее одарённым это доступно). “Слепой позыв, тёмное влечение, вечно ненасытное” — так характеризует мировую волю Шопен-р. Воля тождественна самой себе; действие воли особенно заметно в растительной и животной жизни; воля неизменна. “Ненасытность” мировой воли ведёт к проявлению в материальном мире негармоничного сочетания добра и зла. Примеры самореализации мировой воли, по Шопенгауэру, - магнетизм, тяготение, пищевой и половой инстинкты в животном мире (вообще в живом). Более высокоразвитые существа уничтожают менее развитые, тем самым освобождая их от страданий, источником которых является воля. Человеку присущи мстительность и властолюбие, воля к жизни. Аморальным генератором этих качеств является мировая воля. Подавив волю к жизни человек может освободиться от влияния мировой воли. Волевое начало нелепо, негармонично, по Шопенгауэру, воплощение беспорядка (человек существо сначала “валящее”, а затем думающее), поэтому человечество постоянно повторяем свои ошибки, вечные убийство и жестокость, история ничему не учит. человек явл., которое появл-ся в результате действия сущность мировой воли. Т.о., уничтожив явление (самоуничтож. чело-ва), можно освободиться, подавить мировую волю. По Шопенгауэру, док-во сущ-я-“моё страдание”,страх.

На формирование теории Шопенгауэра оказали влияние учения Анаксимандра, Платона, Св. Августина (в малой степени), нем. классич. Философии (Канта, Гегеля).

“Счастья нет и быть не может, т.к. мы изо всей силы пытаемся выдуть мыльный пузырь, изначально зная, что он лопнет”. “Если мы достигаем конечную цель, то становимся такими истрепанными, что достигнутое не приносит нам счастья. Тем более, если цель не достигнута”. “Жизнь трагична, и особенно трагичен её конец”. Необходимо дать себе угаснуть как лампаде” т.е. самоотречение, пост - как результат состояние похожее на нирвану, просветление. Т.о видно, влияние буддизма и индуистических школ.

Этика Шопенгауэра - этика самоотречения; Шопенгауэр жалеет человечество, которое не осознаёт мировой суеты. Шопенгауэр немного презирает людей, но не смеётся, а как истинный мудрец сожалеет и скорбит о бренном существовании человечества.