Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 22

1) Пролог: до Петра 1 и XVIII в.- философии практически не было;

2) Период I - до создания самостоятельных систем: Х1Хв до 70-х гг.;

3) Период II - период самостоятельных систем: кон. Х1Х-ХХв (нач);

4) Период III - Советской философии: после 1917г.

Проблемы отечественной философии:

1. Проблема бытия (познание на втором месте)

2. Проблема синтеза философских учений

3. Проблема интуинтивизма

4. Моральные проблемы

5. Доверие к мистическому знанию, к религиозному опыту.

6. Интерес к вопросу о сверхчеловеческих духовных существах (софиология)

7. Интерес к космическим проблемам (русский космизм).

1. Григ. Сковорода (XVIIв) вносит новые идеи:

1) Идея особой роли народа; 2) Социальность.

Славянофилы: Киреевский (осн); Аксаковы (бр.); Самарин.

И.В. Киреевский (1806-1856) - основатель славянофильства. Идеализм самобытность русского народа; для России хар-н собственный путь развития.

Западники: Чаадаев, Станкевич, Герцен, Белинский.

П.Я. Чаадаев (1794-1856) - осн-ль западничества. Не нужно придумывать своего, надо "поглощать" западные знания и идти по пути развития Зап. Европы. Акцент на личности. Нет поступательного движения в развитии теперешней России. В конце жизни пересматривает свои позиции, разочаровавшись в западном "образе".

2. Характеристика русской религиозной философии

На первом плане - онтология, затем - проблемы познания (гносеология), при этом убежденность в познаваемости мира (мир познаваем интуитивно); стремление к синтетической философии (созд-е универсального знания); этический аспект; доверие к религиозному (мистическому) опыту; интерес к космологическим проблемам и появление русского космизма (Вернадский. Чижевский, Циолковский); возникновение софиологии - интерес к сверхчеловеческим духовным существам.

Соловьев (1853-1900) Род. В Москве в семье историка С. Соловьева. Брат - Всеволод Соловьев - известный романист. Был талантливым оратором (чувствовалась пророческая нотка), характ-ся интересной внешн-ю. Как бы предчувствовал будущие катастрофы след-го века. Закончил Моск-й университет (первую диссертацию защитил в 20 лет). Работал в Петербургском университете (докторскую диссертацию защ. в 27 лет). В 1881 г. Прочел лекцию (после покуш-я на Александра II), где призвал простить террористов, исходя из христианского всепрощения; власти отстранили его от преподавательской деятельности. В 1890г. Стал почетным академиком изящной словесности. Философию Соловьева наз-т философией всеединства. Сквозная идея, всеединства: Мечтал создать единое фил. знание, в кот. должны быть объединены все накопленное за предыдущие века. Единение Бога и человечества, идеального и материального начал, единого и множ-го, рационального, эмпирического и интуитивно-мистического знания, нравственности, науки, религии .эстетики. Обращ-ся к древнеиндийской философии, где появилась когда-то новая мысль - "Все есть едино". Начинает с анализа - что есть сущее? Это исходный принцип его философии. Абсолютное сущее, первопричина, первоначало, свободно сущее, Бог - все это сущее (бытие).

Сущее - абсолютное первоначало, которое "имеет в себе положительную силу бытия". Состоит из двух "центров (полюсов): Высший (или свободный) центр - самоутверждение абсолютного начала как такового", т.е. абсолют как таковой. Второй плюс - первоматерия, потенция (центр возможностей) всякого бытия. Понятие "софия" - мировая душа (идея) - чистая возможность бытия, основа сущего "мировая душа". В этом понятии пытается объединить многообр. в целом; единое не исчез-т, а гармонически сочетается и сохраняется. "София есть идеальное совершенное чел-во ", которое играет большую роль для деятельности Бога, который направляет на человечество свою деят-ть, они совечны. Соловьева тревожит отчуждение в его различных формах, кот-е расширяется. Поэтому чел-ву необходимо осуществить духовную деят-ть, направленную на преодоление отчуждения. Сначала внутри самого человечества, затем - отчуждения с природой, идеального и материального, и наконец, человечества и Бога, - образование богочеловечества (совершенствование человечества). Главная задача богочелов-ва - решить вместе с Богом задачу перевоплощ-я универсума (соверш-ние миропорядка). В процессе единения может помочь богатая русская история (история единения и централизации Европы и Азии), а также католическая церковь, для которой также характерно объединение. Противник славянофильства, т.к. всякое национальное обособление есть зло, деструкция (разрушение).