Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 4

Милет в 5-м веке до н.э. был завоеван персами и с этого момента заканчивается эпоха милетских философов.

4. Элейская школа: открытие бытия.

Элейская школа, элейцы, элиаты - выходцы из города Эллея.

Ксенофан в полном смысле слова не являлся полноправным представителем эллейской школы. Бродяжничал и под старость забрел в Эллею, где и общался с эллейцами. Основным занятием Ксенофана была критика древнегреческих поэтов Гомера и Гесиода. Интересовался проблемой божественного вопросами теологии. Критиковал Гомера за антропоморфизм богов (описание их в виде людей с человеческими достоинствами и недостатками).

Эллаты первыми пытаются дать определение бытия.

Парменид - основная проблема его философии - онтологическая проблема (проблема бытия). Родился ~540г. до н.э., дата смерти неизвестна. Открывает проблему и понятие бытия. Основной труд “О природе”, написан в поэтической форме. До настоящего времени дошли только его фрагменты. В этом произведении он путешествует с богиней Истины и она открывает ему три пути нахождения истины: 1) путь обладания абсолютной истины; 2) путь изменчивых мнений; 3) путь мнений, достойных похвалы, но не обязательно верных. Чтобы найти абсолютную истину, нужно идти к ней ислючительно рациональным методом.

С точки зрения Парменида, который первым дает определение бытия, бытие - это чистая позитивность, оно вечное, всегда настоящее, без начала и конца, неуничтожимое, непорожденное, неизменное, единое, равное только себе и неподвижное. Бытие имеет формы сферы и конечно. В нем нет и не может быть многообразия вещей, из него нельзя ничего изъять, оно сплошь заполнено и не имеет пустоты. Бытие есть и не может не быть. Небытия нет и быть не может, так как небытие - пустота, а пустоты быть не может.

Как соотносятся бытие и мышление? Бытие и мышление тождественны, так как мы мыслим только о существующем, следовательно предмет и мысль о предмете - суть одно и тоже.

Зенон (родился в начале 5в. до н.э.). Был учеником Парменида и защищал его точку зрения. По легенде был взят в плен, при пытках откусил свой язык и выплюнул его в лицо тирану. Аристотель называет Зенона родоначальником диалектики - искусство ведения спора. Зенон поддерживал взгляды Парменида о бытии. Считал, что движение невозможно и немыслимо. В своих рассуждениях пользовался доказательством от противного, считая что любое правильное мнение не содержит противоречий. Известны его труды под названием “Апории” (в переводе “нет пути”, тупиковые ситуации). До нас дошли четыре апории. Все они доказывают, что движение немыслимо. Апория “дихатория” - деление на два. Чтобы пройти из одного города в другой путнику необходимо пройти половину расстояния, чтобы пройти половину - необходимо пройти половину от этой половины, и т.д., т.е. в конечном итоге, чтобы пройти расстояние от одного города до другого, путнику необходимо оставаться на месте. Зенон признавал сам факт существования движения как феноминальный факт, но считал что оно немыслимо. А если движение немыслимо, то Парменид был прав.

Делил знания на теоретические и практические.

Основное значение апорий Зенона для науки - то, что они дали толчок к развитию математики.

Мелисс из города Савоса. Сумел систематизировать идеи Парменида и Зенона. Основное произведение –трактат “О природе и бытии”. Мелисс считал, что бытие бесконечно и не может иметь конкретную форму. Если бы оно было конечно, то оно ограничивалось бы пустотой, которой быть не может. Исключил ценность чувственного познания. Путь достоверных знаний - путь рационального исследования.

5. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита

Неизвестно, жил ли вообще на земле человек с именем Левкипп. Однако именно ему приписывают введение понятий 1) абсолютной пустоты; 2) атомов, движущихся в этой пустоте.