Издательский дом “Первое сентября”: обзор и анализ репертуара, страница 9

В период с 2005 г. по 2011 г. еще почти в 2 раза упали тиражи таких приложений, как:  «Школьный психолог» (12 000–7000 экземпляров), «Начальная школа» (16 000–8000 экземпляров), «Дошкольное образование» (10 000–4500 экземпляров), «Физика» (10 000–4000 экземпляров), «Математика» (25 000–10 000 экземпляров), «Информатика» (6500–3000 экземпляров), «Биология» (7000–3000 экземпляров), «Литература» (10 000–5000 экземпляров).

Резкое снижение тиражей можно объяснить тем, что в 2005 г. издательский дом «Первое сентября» начал выпуск брошюр-приложений к журналам. Это издания объемом в 32 полосы, представляющие собой авторские тематические сборники избранных материалов, опубликованных в разные годы в соответствующих журнальных приложениях. Брошюры содержат только практические материалы: методические разработки, задания и упражнения, контрольные работы, сценарии различных мероприятий. По сути это приложения к приложениям. Однако, брошюр на 1 издание больше, чем журналов — у издания «Классное руководство и воспитание школьников» 2 приложения: «Классное руководство» и «Воспитание».

Формат брошюр 60х90/16, их внешнее оформление дублирует оформление журнальных приложений в период с 2005 г. по 2010 г. 

Издания выходят 2 раза в месяц, их тиражи на 1000–2000 экземпляров превышают тиражи изданий, к которым прилагаются. Объясняется это тем, что брошюры имеют более узкую направленность, а значит, конкретный читательский адрес. Также издания более доступны по сравнению с журнальными приложениями,  приобрести их можно через интернет-магазин на сайте «Первого сентября» (однако стоимость одной брошюры составляет 79 рублей[10], такая цена, на наш взгляд, является выше средней, и не каждый педагог может регулярно покупать издания, учитывая цены на подписку на журнальные приложения).

Продолжая обзор журнальных приложений, стоит отметить, что тираж издания «Русский язык» в период с 2005 г. по 2011 г., напротив, вырос — с 6500 до 8000 экземпляров. Объяснить это можно тем, что в 2006–2008 гг. в нашей стране закреплял свои позиции единый государственный экзамен, из экспериментального превращался в обязательный. Это и повлияло на повышенный спрос учебной литературы по русскому языку.

Самые высокие тиражи (7000–8000 экземпляров) на сегодняшний день у приложений: «Школьный психолог», «Начальная школа», «Математика», «Русский язык» и «Английский язык». Самые низкие (2500–3000 экземпляров) — у изданий: «Спорт в школе», «Классное руководство и воспитание школьников», «Информатика», «Биология» и «Французский язык».

На наш взгляд, эти показатели демонстрируют больше, чем ситуацию в российском книгоиздании на рынке периодической учебной литературы. В какой-то степени это иллюстрация современной системы образования в нашей стране. Изучив приведенные данные о тиражах, можно составить представление о слабых и сильных сторонах школьного образования, выяснить, каким дисциплинам и областям педагогической деятельности необходимо уделить особе внимание.

§ 1.3 Серийные книжные издания

В 1998 г. издательским домом была основана первая книжная серия — «Я иду на урок». Это самая большая серия «Первого сентября», она насчитывает 53 издания. Серия «Я иду на урок» включает 7 подсерий: «Начальная школа» (общая редакция М. В. Соловейчик), «Биология» (общая редакция Н. Г. Ивановой), «География» (общая редакция К. С. Лазаревича), «Литература» (общая редакция Г. Г. Красухиной), «Математика» (общая редакция И. Л. Соловейчик), «Химия» (общая редакция О. Г. Блохиной), «История» (общая редакция А. А. Сванидзе). Издания, объединенные в подсерии, — это тематические сборники избранных материалов, опубликованных в разные годы в соответствующих журнальных приложениях.