Издательский дом “Первое сентября”: обзор и анализ репертуара, страница 27

Издание содержит рубрики: 1) «Проблемные и отраслевые вопросы физической географии»; 2) «Проблемные и отраслевые вопросы экономической географии»; 3) «Проблемные и отраслевые вопросы политической и социальной географии»; 4) «География России и стран ближнего зарубежья»; 5) «География зарубежных стран»; 6) «Экология и охрана природы»; 7) «Географическое образование»; 8) «Справочные материалы» (карты, таблицы, графики); 9) «Я иду на урок»; 10) «Пособия и рецензии»; 11) «Географические новости»; 12) «Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы»; 13) «Юбилеи наших авторов».

Основной массив публикаций приложения — научно-популярные статьи, которые педагоги могут использовать для проведения уроков географии в разных классах школы. Методические разработки уроков и учебных программ, а также практические задания и упражнения содержатся в рубриках «Я иду на урок» и «Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы». Таким образом, издание не вполне оправдывает подзаголовок. Уместнее в этом случае было бы поступить по аналогии с журналом «Биология», в подзаголовке которого обозначено, что это «учебно-методический и научно-популярный журнал».

Рубрика «Курсы повышения квалификации» завершила свое существование на страницах журнала в 2011 г.

Приложение «Химия» издается с подзаголовком «учебно-методический журнал для учителей химии и естествознания». Главным редактором издания является О. Г. Блохина.

Журнал включает следующие рубрики:

1) «Проблемы экологии» — итоги семинаров, сценарии уроков-конференций и круглых столов, научно-популярные статьи;

2) «Новости науки»;

3) «Летопись важнейших открытий»;

4) «Галерея известных химиков» — портретные очерки;

5) «Переписка с читателем» — методические разработки уроков и учебных программ, конспекты уроков;

6) «Лекции для учителей»;

7) «Рабочие тетради» — задания рабочих тетрадей по химии для разных классов, готовящихся к изданию;

8) «В помощь молодому учителю» — сценарии уроков с методическими указаниями и практическими советами;

9) «Я иду на урок»;

10) «О чем не пишут в учебниках» — научно-популярные статьи;

11) «Из опыта работы» — репортажи с мероприятий, итоги школьных конференций, проектов, интересные истории из жизни школ;

12) «Разное» — кроссворды, ребусы, головоломки, указатели публикаций, информация о вузах для абитуриентов;

13) «Олимпиады, тесты»;

14) «Экзамены не за горами»;

15) «Учебники. Пособия» — рецензии;

§ 2.6 Издания лингвистического блока

Главная особенность журналов этого блока в том, что практически весь материал содержится в них на языке, которому посвящено издание (исключение составляют методические разработки и рецензии на книги). На наш взгляд, это довольно удачный ход с точки зрения эффективности изучения и преподавания материала, а также поддержания профессиональных навыков педагогов на должном уровне.

Приложение «Русский язык» выходит с подзаголовком «методический журнал для учителей-словесников». Главный редактор издания Н. А. Гончар.

Журнал содержит постоянные рубрики: 1) «Юбилеи и даты»; 2) «Новый подход» (варианты учебных программ для разных классов); 3) «Я иду на урок»; 4) «Материалы к уроку» (в основном, материалы для практической части урока: вопросы, упражнения, задания для проверочных работ); 5) «Методические разработки»; 6) «Библиотечка учителя» (краткие изложения пособий для учителей); 7) «Готовимся к экзаменам»; 8) «Поделимся опытом» (сценарии нетрадиционных уроков); 9) «Ученики сочиняют и исследуют» (лучшие сочинения и лингвистические анализы школьников); 10) «Поломаем голову» (викторины, интеллектуальные игры).

К сменным рубрикам относятся: «Учение с увлечением» (сценарии игровых занятий, тематических уроков, театрализованных постановок); «Представляем книгу» (рецензии), «Юбилеи наших авторов». В рубриках «Культура речи», «Развитие речи» и «Жизнь языка» в доступной и увлекательной форме объясняются основные правила русского языка, рассказывается об истории происхождения слов, пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, дается их толкование, а также повествуется об эволюции русского языка.