Издательский дом “Первое сентября”: обзор и анализ репертуара, страница 31

Однако не у всех изданий содержание соответствует подзаголовку. Например, журналы «География», «Физика», «Школьный психолог» и «Искусство»  вернее было бы назвать учебно-методическими и научно-популярными, так как вторыми по значимости, после методических разработок, в изданиях идут научно-популярные статьи. Приложения гуманитарного блока стоит отнести к учебно-методическим, потому что содержащиеся в них материалы направлены, прежде всего, на практическую составляющую изучения предмета. Такое несоответствие подзаголовков  содержанию можно объяснить тем, что журналы меняются, в них более четко прописывается характер публикаций, — редакторы не успевают вносить необходимые изменения.

Все журнальные издания «Первого сентября» имеют сходную структуру. Каждое приложение открывается колонкой главного редактора (к сожалению, какой-либо информации о редакторах найти не удалось). Это те люди, которые создают и поддерживают теплую атмосферу, сложившуюся на страницах изданий, они со своими авторами-читателями «заодно», они друзья: могут вспомнить курьезные случаи из детства, поведать о прошедшем вечере встреч выпускников, поделиться переживаниями о собственных детях. Вот, например, как обрушил на читателей журнала «Литература» свои впечатления главный редактор Сергей Волков:

Приснился мне сон о невыразимой печали русской литературы. Начался он с пьес Чехова. Вдруг во сне мне стало до боли ощутительно, что все они о глубокой тоске и о бессмысленности какого-либо делания. Потому что, что ни делай, а тоски не избыть. <…> И вот уже во сне я лихорадочно перечитываю статьи номера в поисках какого-то ответа (о, кошмарные сны главных редакторов!). И отовсюду, отовсюду, изо всех пор, из каждой строчки сочится будто бы эта тоска по невозможному. Толстой, Чехов, Гоголь, кто там еще — разницы нет. И ни от чего не спасает Наташа Ростова со своей веселостью и жизнелюбием, как ни помещай ее на обложку и не заставляй обнимать собой номер[18].

В начале номеров изданий содержится актуальный материал: новости, информация о юбилеях, важных датах и событиях месяца, репортажи с прошедших мероприятий. Методические разработки учебных программы и курсов, сценарии уроков, научно-популярные и проблемные статьи, связанные с темой номера, находятся в середине. Ближе к концу помещены интервью и публикации, освещающие смежные дисциплины. Завершаются номера упражнениями, заданиями для подготовки к экзаменам, кроссвордами, викторинами, ребусами,  головоломками, сценариями театрализованных постановок и школьных праздников. На обороте обложки дается содержание номера. Такая структура периодических изданий является довольно распространенной и весьма удачной с точки зрения подачи и расположения материала: четко расставлены акценты на основном и второстепенном материалах.

Издания лингвистического блока по иностранным языкам несколько выбиваются из общего массива приложений, но между собой журналы также имеют похожие структуру и содержание. Открываются лингвистические приложения, как правило, новостями страны, национальному языку которой посвящено издание, и письмами читателей. В середине номера содержатся тексты для чтения (по темам), правила грамматики и методические разработки. Задания и упражнения разной степени сложности, а также фрагменты художественных произведений национальных авторов расположены в конце номера. Издания этого блока содержат весь необходимый материал для эффективного изучения дисциплины. Сведения об истории, культуре и традициях страны изучаемого языка будут полезны для расширения кругозора как учеников, так и самих педагогов. Также эти публикации  способствуют повышению интереса школьников к предмету, тексты можно использовать для внеклассного чтения.