Издательский дом “Первое сентября”: обзор и анализ репертуара, страница 5

В 1996 г. главным редактором «Первого сентября» стал А. С. Соловейчик. Постепенно издание начало меняться. В 1999 г. газета расширилась до 8-ми полос. На смену объемным статьям, репортажам и интервью, занимающим целую полосу или разворот, пришли более краткие материалы. Теперь одна полоса могла содержать несколько публикаций разных жанров, газета становилась информационно насыщенной, более содержательной. В период с 1996 г. по 1998 г. тираж газеты насчитывал 220 000 экземпляров, в 1999 г. показатели увеличились до 225 760 экземпляров.
С 2000 г. главным редактором издания стала Елена Бирюкова. Тогда же  окончательно определились объем и структура «Первого сентября». С тех пор издание насчитывает 24 полосы. Первая  полностью посвящена анонсу номера, последняя  содержит информацию рекламного характера (объявления о возможности принять участие в образовательных проектах издательского дома). По материальной конструкции газета состоит из 4-х отдельных «тетрадей»; по содержанию каждая «тетрадь» представляет собой определенный раздел, посвященный одной теме (подобно школьным тетрадям: по каждому предмету — своя).
Первая «тетрадь» представляет собой раздел «Политика образования». Здесь представлены рубрики: «Факты. События. Тенденции», «Тупики управления», «Школа и власть», «Круг вопросов», «Образовательный меридиан», «Экономика образования». Этот раздел посвящен проблемам образования  с точки зрения политики: обсуждению новых реформ, проблеме коррумпированности учебных заведений, итогам работы системы образования за каждый год, вопросам экономической поддержки школ, проблемам сельских и деревенских школ и т. д.
Вторая «тетрадь» озаглавлена «Школьное дело». В рубриках «Задание на завтра», «Точка опоры», «Режиссура урока», «Учебники», «Профессиональный интерес» представлены следующие материалы: интервью с учителями, профессорами, психологами, заметки и статьи о том, как меняется школа с развитием современных технологий, о новых учебных программах и методиках преподавания, о необходимости готовить квалифицированных специалистов, размышления о месте учителя в образовательном процессе и жизни детей. Рубрика «О чем пишут? Что читают?» предлагает обзор педагогической печати по трем направлениям: «Интернет» (обзор образовательных ресурсов), «У книжной полки» (обзор педагогических книжных изданий) и «За журнальным столом» (обзор педагогической периодики). Рубрика «Что предлагают? Куда приглашают?» содержит календарь «профессиональных возможностей»:  информацию о конференциях, грантах и конкурсах для педагогов и учеников.
Третья «тетрадь» представляет собой раздел, адресованный родителям:  «Детный мир» [Так — М. Я.]. Здесь находятся рубрики: «Территория риска», «Семейный интерес», «Азбука педагога», «Трудная ситуация», «Родительская газета», «Знаки и символы детства», «Забытые дети». Опубликованные материалы посвящены психологическим проблемам ребенка, взаимоотношению детей со сверстниками, поведению в школе, переходному возрасту, тяге школьников к вредным привычкам, беспризорным детям. Здесь говорится о том, как родителям наладить контакт с детьми, как поступить в той или иной ситуации, как стать ребенку другом.
Четвертая «тетрадь» имеет название «Идеи. Судьбы. Времена». Рубрики «Идеи и пристрастия», «Имя и слово», «Цвет времени», «Любимый город», «Научный факт», «Образовательное путешествие» повествуют об интересных людях, городах, событиях, явлениях и фактах, не связанных со школой. Этот раздел будет полезен ученикам среднего школьного возраста. Например, в одном из номеров «Первого сентября» (2011, № 14) в этой «тетради» опубликован очерк Николая Крыщука, посвященный 70-летию Сергея Довлатова, после чего идет отрывок из книги «Соло на ундервуде». Следующая публикация — статья Ольги Лебедушкиной о Дне спасателя.
Как видим, сегодня газета в равной степени интересна педагогам, родителям и детям. Расширение читательской аудитории, скорее всего,  продиктовано стремлением к повышению спроса на издание. «Первое сентября», несомненно, меняется, развивается, но не изменяет заложенным в его основу принципам и тону. Сегодня газета позиционирует себя как информационно-публицистическая.