Издательский дом “Первое сентября”: обзор и анализ репертуара, страница 6

 «Первое сентября» имеет формат А2 и строгое сдержанное оформление. Основные цвета издания — черный, белый, серый. Кроме того, сейчас в газете, некогда пестревшей фотоматериалами и карикатурами,  практически нет иллюстраций. Исключения составляют интервью и очерки, содержащие портрет героя публикации, иногда иллюстрациями сопровождаются репортажи. Скорее всего, причиной уменьшения затрат на оформление стали падающие с каждым годом тиражи. В период с 2000 г. по 2002 г. тираж издания составлял 220 000 экземпляров, а к 2005 г. — сократился до 195 357 экземпляров.
С 2006 г. «Первое сентября» выходит два раза в месяц, по субботам. За счет увеличения объема издания и информационной насыщенности номеров нет необходимости в более частой периодичности. Тираж газеты в 2006–2007 гг. насчитывал 172 496 экземпляров, в 2008 г. — 141 250 экземпляров, в 2009–2010 гг. — 130 352 экземпляров. В 2011 г. тираж «Первого сентября» составил 125 833 экземпляров.
Тенденцию к снижению тиражей можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, «Первое сентября» является практически меценатским проектом А. С. Соловейчика, из-за отсутствия рекламы издание не имеет спонсоров. Во-вторых, на сайте издательского дома представлена электронная версия газеты, которая находится в свободном доступе для всех желающих. Однако есть два «но»: электронная версия «Первого сентября» (находящаяся в свободном доступе) медленно обновляется, а подписка на электронные номера (которые регулярно поступают в личный кабинет зарегистрированных на сайте пользователей) не бесплатна. Отсюда возникает третий фактор — проблема доступности. Бумажная версия газеты распространяется только по почтовой подписке, номера часто задерживаются, это создает дополнительные трудности, которые могут отпугнуть потенциальных читателей. На наш взгляд, газета «Первое сентября» достаточно интересна для того, чтобы люди  приобретали ее через розничные сети, это помогло бы расширить читательскую аудиторию, повысить спрос, а вместе с тем и тираж. 
Издание по праву может считаться крупнейшей педагогической газетой России. Сегодня «Первое сентября» остается, может быть, одним из самых независимых периодических изданий в нашей стране, т. к. много лет существует на собственные средства А. С. Соловейчика, генерального директора издательского дома. Независимость газеты проявляется, прежде всего, в свободе слова, которая была свойственна этому изданию всегда.
Каждый год редакция газеты проводит «Соловейчиковские чтения», отдавая дань памяти основателя «Первого сентября» С. Л. Соловейчика. Это своеобразные конференции, куда съезжаются поделиться опытом единомышленники: педагоги-новаторы и экспериментаторы. Мероприятие обычно проводится в день рождения С. Л. Соловейчика — 1 октября. Материалы конференций, а также репортажи с «чтений» публикуются в газете.
 

§ 1.2  Журнальные приложения к газете «Первое сентября»

В 1992 г. вышло 10 первых журнальных  приложений к газете «Первое сентября»: «Здоровье детей», «Начальная школа», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «География», «Литература», «История», «Английский язык». В 1994 г. возникло издание «Немецкий язык». В 1995 г. появились журналы «Информатика» и «Русский язык». Приложение «Управление школой» было издано в 1996 г. Год спустя, в 1997 г., вышло еще 2 издания: «Спорт в школе» и «Искусство». В 1998 г. появились журналы «Библиотека в школе» и «Школьный психолог», а в 1999 г. — «Дошкольное образование» и «Французский язык». Издание «Классное руководство и воспитание школьников» было выпущено в 2007 г.

Всего вышло 21 журнальное приложение к «Первому сентября». Издания, так же как и газета, распространяются только по подписке. Здесь стоит оговорить несколько моментов. Стоимость подписки на бумажные приложения составляет 590–990 рублей за полгода[7] (в зависимости от тарифа). Подписка на электронные версии изданий гораздо дешевле (200 рублей за полугодие[8]), однако есть один нюанс: с каждым номером бумажного журнала в комплекте идет CD-диск с дополнительными материалами. Публикации, к которым есть приложения на диске, отмечены в издании специальным значком. Получается, для наиболее полного и эффективного изучения материала все-таки необходимо подписываться на бумажные версии журналов?