Издательский дом “Первое сентября”: обзор и анализ репертуара, страница 3

Также на первой полосе располагалась рубрика «Советы газеты». Вот несколько примеров советов: «Иногда урок превращается в диалог учителя с первой партой, на которой сидят умники. Не забывайте о последних партах. Никому не отдавайте классные камчатки и курилы», «Не ищите особого педагогического подхода к детям. Ко всем людям у вас должен быть только один подход: человеческий», «Не жалуйтесь на своих учеников ни администрации, ни родителям, никому. Во что бы то ни стало, справляйтесь сами. Что угодно, только не жалуйтесь. Дети этого не прощают» и т. д.
Вторая полоса целиком была посвящена школе.  Полосной рубрики не было, здесь публиковались материалы о проблемах разного рода: учитель в своем классе, директор в  своей школе, управленец в своем управлении. Но больше всего тут стремились писать про учителя и для учителя, в основном это были интервью с интересными педагогами из самых обычных школ. Вскоре на страницах «Первого сентября» появился термин «четверговая школа» — это примечательная чем-то школа, о которой газета рассказывала в один из четвергов. 
Позже на второй полосе появилась и колонка редактора. С. Л. Соловейчик пропагандировал гуманистические педагогические идеи, призывал читателей ориентироваться на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей ребенка в обучении и воспитании.
Третья полоса была «философическая». Ее структура не менялась из выпуска в выпуск: материал слева — ближе к политике, злобе дня, материал справа — более литературный, а внизу, в «подвале» — почти всегда размышления петербургского писателя Николая Крыщука — «Бродячие истины». Последнюю рубрику сопровождал снимок «девочки-феи», выполненный Юрием Ростом. С. Л. Соловейчик называл эту девочку душой газеты. 
О структуре третьей полосы «Первого сентября» главный редактор писал: «Не надо искать в публикуемых на этой полосе материалах систему, мы не строим систем. Мы хотим приобщиться к богатству мысли.
Почему же полоса философическая? Учитель больше склонен к психологии. Когда говорят о новой педагогической теории, непременно подчеркивают, что она отвечает данным науки. А наукой считается психология. Все газеты заполнены психологическими текстами, и кажется, что психология — королева наук о человеке. Нисколько не принижая значения уважаемой психологии, заметим, что люди издревле знали другую науку о человеке — философию. 
Философия это наука любовная (любовь к мудрости). Философия не отвечает на вопрос “Как это сделано, как это работает, как это получается?” — она старается проникнуть в глубинную суть явлений, касается самых сокровенных человеческих тайн. Тайны эти таковы, что их простыми словами не выскажешь, поэтому философические материалы часто сливаются с литературными. Философия страстей человеческих, философия любви, чести, жадности, гнева, преданности, ревности, страдания — вот поле нашего неторопливого исследования. Нам кажется, что в пору крушения старого мировоззрения это самые злободневные, самые необходимые учителю материалы. 
А если взять шире, то можно сказать, что на место одной-единственной философии, которую мы прежде знали, приходит философия родительных падежей — философия истории, философия страсти, философия науки, философия педагогики, философия природы. Да, мир един, но каждая грань человеческого имеет свой смысл, свою философию. Школьный учитель должен жить на самой вершине интеллектуальной жизни»[3].
Последняя, четвертая, полоса в каждом выпуске содержала разные материалы: письма читателей, книжные и театральные обозрения, заметки о культурных событиях, художественные произведения, в праздничных выпусках — карикатуры, шутливые гороскопы для учителей. В начале месяца здесь появлялась рубрика «Самоучительская газета», которая включала  подрубрики: «Самоучитель директора», «Самоучитель для учительской», «Самоучитель психологии», «Самоучитель остроумия». Здесь были публикации, помогающие педагогам наладить контакт с учениками, найти к ним правильный подход, а также разобраться в себе, усовершенствовать методику преподавания. «Самоучитель директора» содержал тезисы-наброски для речи на педагогическом совете.