Издательский дом “Первое сентября”: обзор и анализ репертуара, страница 7

В 2008 г. на страницах приложения «Библиотека в школе» появилась следующая классификация изданий[9]:

I.  Общее направление:«Управление школой», «Библиотека в школе», «Школьный психолог», «Классное руководство и воспитание школьников», «Здоровье детей», «Спорт в школе».

II.  Младший возраст:«Дошкольное образование», «Начальная школа».

III.  Физико-математический блок:«Математика», «Физика», «Информатика».

IV.  Естественно-научный блок:«Химия», «Биология», «География».

V.  Гуманитарный блок:«Литература», «История», «Искусство».

VI.  Лингвистический блок:«Русский язык», «Английский язык», «Французский язык», «Немецкий язык».

Опираясь на эту классификацию, мы будем делать обзор и редакторский анализ журналов.

Приложения к газете «Первое сентября» это издания с подробным методическим материалом для учителей-предметников. Журналы стали очень популярны, потому что избавили педагогов от необходимости изо дня в день готовиться к урокам. В каждом номере каждого издания публикуются поурочные методические разработки, подборки упражнений и заданий с методическими рекомендациями, интересные научно-популярные статьи, сценарии внеклассных занятий, праздников и спортивных мероприятий, репортажи с педагогических конференций и школьных событий, рассказы о работе выдающихся педагогов и о жизни примечательных школ, рецензии на учебные издания. Основное внимание журналы уделяют практической направленности преподавания той или иной дисциплины. Методический материал публикуется на протяжении всего года.

Все журналы пропитаны общей идеей — объединить педагогов, неравнодушных к своей профессии. Поэтому уникальность приложений заключается в том, что они носят интерактивный характер — авторами публикаций (с обязательной редактурой издательства) являются сами читатели. В каждом журнале есть рубрики, основанные на письмах педагогов, психологов, директоров школ, ученых, спортивных тренеров и врачей со всех уголков России. Читатели делятся опытом, сообщают об интересных мероприятиях, прошедших в их учебных заведениях, предлагают свои разработки и сценарии уроков, задания и упражнения для контрольных работ. Более того, все методические материалы, опубликованные в приложениях, — авторские разработки педагогов. Имя автора, названия учебного заведения, где он работает и города, в котором живет, представлены под заголовком публикации, нередко там же дан и портрет педагога. Таким образом, учителя являются не только основной читательской аудиторией приложений, но и авторами и героями публикаций, они сами формируют атмосферу и содержание журналов, которые хотели бы держать в руках.

Кроме того, в каждом издании есть рубрика «Юбилеи наших авторов», в которой редакция того или иного приложения поздравляет педагогов, рассказывает об их личных и профессиональных достижениях и благодарит за сотрудничество.

Еще одна особенность изданий в том, что в одном номере журнала содержится материал, рассчитанный на разные классы и даже школы. Например, издание «Биология» включает рубрики: «Биология для малышей», «Ботаника»«Зоология», «Экология»«Общая биология». Приложение «Искусство» содержит рубрики: «Урок ИЗО», «Урок музыки», «Урок МХК». Издание «Химия» включает материалы по органической и неорганической химии. Журналы физико-математического и лингвистического блоков содержат как простые задания для обычных школ, так и упражнения повышенной сложности — для спецшкол и гимназий. Приложение «Начальная школа» также содержит методические разработки для общеобразовательных школ наряду с положениями концепций систем Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова.

Большинство рубрик в изданиях имеют информирующие заголовки, из них легко можно понять, чему посвящены публикации: «Новости науки», «История науки», «Даты и события», «Репортаж», «Задачи», «Тесты», «Олимпиады», «Готовимся к экзаменам», «Решение задач», «Дидактические материалы», «Материалы к уроку», «Лекции для учителей»  и т. д.