Издательский дом “Первое сентября”: обзор и анализ репертуара, страница 30

Рассмотрев публикуемые материалы, можно сделать вывод о том, что, оставаясь узконаправленными изданиями по конкретной дисциплине, журналы в то же время являются весьма разносторонними. Приложения могут быть полезны не только педагогам для проведения занятий, но и людям,  проявляющим интерес к той или иной науке. Например, приложения «Школьный психолог» и «Здоровье детей» содержат массу житейских советов, не связанных со школой. Журналы «Дошкольное образование» и «Начальная школа» окажутся незаменимыми помощниками молодым родителям. Издания «Английский язык», «Французский язык» и «Немецкий язык» могут использоваться в качестве дополнительной литературы людьми, изучающими иностранные языки. Кроме того, каждый журнал имеет тематические номера, это может привлечь читателя, интересующегося конкретной темой. Чаще остальных тематическими выходят номера приложения «Искусство».

Каждый журнал, помимо темы, которой он посвящен, раскрывает еще ряд смежных вопросов и проблем, одна дисциплина перекликается с другой.  Иллюстрирует это фрагмент сценария урока биологии на тему «Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков» для 7 класса, предложенного О. А. Юмашевой из деревни Нововолково Московской области (приложение «Биология»):

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необычной группой живых организмов. А вот как они называются, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывок из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»: «Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает:

— Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно, чтоб ее не проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит»[17].  

Из приведенного примера мы видим, как органично педагог ввел отрывок из литературного произведения в свой рассказ о моллюсках.

Об универсальном характере журналов свидетельствуют и указания читательского адреса в подзаголовках изданий: «для учителей физики, астрономии и естествознания», «для учителей химии и естествознания», «для учителей географии, экологии и природоведения» и т. д. Такой расширенный  читательский адрес характерен, прежде всего, для приложений физико-математического и естественно-научного блоков.

В подзаголовках определен и характер содержания публикаций: «методический журнал», «учебно-методический журнал», «научно-методический журнал» и т. д. Попробуем систематизировать издания, опираясь на эти сведения:

Методические журналы: «Здоровье детей», «Управление школой», «Спорт в школе», «Школьный психолог», «Библиотека в школе», «Классное руководство и воспитание школьников», «Дошкольное образование», «Начальная школа», «Математика», «География», «Русский язык», «Немецкий язык».

Учебно-методические журналы: «Искусство», «Информатика», «Химия», «Английский язык».

Научно-методические журналы: «История», «Физика».

Журнал «Биология» выходит с подзаголовком «учебно-методический и научно-популярный журнал». Издания «Литература» и «Французский язык» стоят в этой классификации особняком, они обозначены просто «журнал».

Исходя из данной классификации, можно сделать вывод о том, что в методических приложениях акцент делается непосредственно на методические разработки, в учебно-методических  преобладают публикации  практического характера для более эффективного изучения материала (рубрики: «Задачи», «Олимпиады», «Тесты», «Дидактические материалы» и пр.), в научно-методических основными являются публикации научного характера (научно-популярные статьи). Журнал «Биология» стоит в этой классификации особняком, он сочетает в себе признаки всех трех типов изданий.