Издательский дом “Первое сентября”: обзор и анализ репертуара, страница 4

Чтобы учителя могли лучше понять своих учеников, узнать их мнения о школьном укладе, в издании появились рубрики «Разговоры» (здесь печатались рассуждения детей о школьной жизни)  и «Устами младенца» (размышления учеников начальной школы на разные темы). 
Газета «Первое сентября» появилась в трудное время, в период крутого общественного разлома, растерянности, разочарования, вседозволенности. Наперекор всему она заговорила о духовных началах жизни человека.  Разговор с читателем здесь осуществлялся не только на школьные темы, целые полосы были посвящены мировоззренческим вопросам, философии и науке, истории и культуре. Газета «Первое сентября» получилось живой, необычной, хранящей на себе печать личности ее создателя. Издание обращалось к читателю с любовью и верой в него. Постоянный эпиграф газеты проникнут этими чувствами: «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики». 
В одном из интервью А. С. Соловейчик делится воспоминаниями: «Мое отношение к отцу изменилось, когда он сделал “Первое сентября”. Отцовские разговоры о воспитании, о духовности так и остались бы разговорами, если бы он не доказал, что в момент, когда все рушится, можно строить...»[4].
 В 1992 г. наряду с газетой стали выходить и приложения по истории, литературе, математике и другим предметам школьной программы. Это сразу увеличило популярность периодических изданий «Первого сентября», поскольку в приложениях начали выступать самые талантливые и опытные специалисты. Нередко на первой полосе газеты под эпиграфом мелькала реклама приложений, порой довольно навязчивая: «Получите приложения! Начали выходить приложения нового года. Первыми в типографию ушли “Математика”, “Начальная школа” и “Английский”. Идите! И подписывайтесь».  А позднее возникла рубрика «Что в приложениях?», где давался анонс публикаций в готовящихся к выходу журналах. В некоторых номерах «Первого сентября» эта рубрика занимала целый разворот.
Однако с выпуском приложений в судьбе газеты появились трудности — между журналами и «Первым сентября» возникла конкуренция. Выпуск приложений А. С. Соловейчик полностью взял на себя, изначально преследуя только коммерческий интерес. В то время критики часто упрекали Соловейчика-старшего в том, что он организовал слишком идеалистическую, мягкую и культурную газету.  А. С. Соловейчик решил провести своего рода эксперимент: доказать отцу, что востребованные издания можно делать и не обращаясь к душевным переживаниям читателей, не затрагивая тему морально-нравственного воспитания, достаточно лишь публиковать необходимый людям материал. Как ни странно, тиражи приложений росли, появлялись новые издания, в то время как газета переживала не лучшие времена. Сложилось так, что отец и сын стали между собой конкурентами. 
«Когда отца не стало, я вынужден был встать во главе газеты. Очутившись на его месте, начал понимать, почему отцу так было важно сохранить в газете дух свободы, творчества, интереса к культуре. Я понял, что без этого хорошей, настоящей школы случиться не может»[5], — признается А. С. Соловейчик. 
В первом полугодии 1993 г. тираж газеты составил 150 000 экземпляров. Со второго полугодия 1993 г. приводится совокупный тираж «Первого сентября» вместе с приложениями, на тот момент он составил 317 400 экземпляров.  Тираж газеты за 1994 г. составил 270 000 экземпляров, за 1995 г. — 235 000 экземпляров. 
Журналист «Первого сентября» Л. Мамедова вспоминает о первых номерах газеты: «Газетная полоса подобна крокодилу с широко раскрытой пастью, и эта пасть все время заглатывает материалы, тот неприкосновенный запас, который еще остался, и вот-вот наступит момент, когда экспедиция пойдет дальше, без еды. Но еда пребывает постепенно, она есть, и газета продолжает выходить»[6].