Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 5


Знание философской логики в этом ее значении вырабаты­вает У личности очень ценное качество, а именно, способность 1®игически и взыскательно относиться как к собственным рас-стждениям, так и к суждениям другого субъекта (другого чело­века, другого лидера, печатного органа, социального института т. д.). Таким образом, философская логика есть по сути своей ана­лиз и критика мышления через осмысление универсальных прин­ципов и норм правильного мышления.

Отсутствие знаний о формах и законах правильного мышле­ния, правил определения понятия и деления объема понятия, Приемов доказательства истинной мысли и опровержения лож­ной мысли и т. д., - все это неизмеримо ослабляет любого чело­века, а тем более, человека-лидера. Несмотря на массовость этой, с позволения сказать, слабинки, как правило, вместо хотя бы крат­кого изучения положения дел в логике и усвоения хотя бы основ­ных принципов философской логики, большинство старается обходиться здесь «здравым смыслом» или интуицией. Неудиви­тельно, что за этим незамедлительно следует жесткая расплата. В случае с лидером это, как правило, потеря авторитета из-за пута­ного выражения мыслей, неумение вовремя разобраться в атаку­ющих, обманчивых или корыстных рассуждениях собеседника. Но самое опасное в другом - это путаница или непоследователь­ность в действиях, в ответственных решениях и требованиях к другим. Так оправдывается старая истина о неразрывной взаимо­связи и взаимообусловленности мысли и действия, слова и дела24.

3.3.2. Онтология

Быть или не быть - вот в чем вопрос. У. Шекспир (1564-1616)

Онтология - (греч. оптоз - сущее и 1о§оз - учение, слово) -философское учение о бытии. Категория «бытие» выработана в культуре для обозначения всего Универсума, всего того, что суще­ствует, всей его полноты. Поэтому достаточно часто встречаются синонимы: «бытие == сущее».

История философии содержит информацию о многочислен­ных теориях, моделях бытия, которые, однажды возникнув, уже

у Желающему более обстоятельно познакомиться с состоянием дел в совре-

73


никогда не исчезали бесследно из культуры, даже если они и не становились общепризнанными. Высказанные в них поло­жения самым неожиданным образом иногда всплывают в про­странстве других эпох и культур, активизируя дальнейший те­оретический поиск: Демокрит, Платон, Ф. Аквинский, Т. Мор (1478-1535), К. Маркс, Н. Гартман (1882-1950) и М. Хайдег-гер и их концепции бытия это не только история, это еще и активно влияющее на современное духовное пространство идеи и принципы анализа отмеченной проблемы.

Имеются различные классификации форм или типов бы­тия. Следуя логике данного очерка и сознательно упрощая об­суждаемые вопросы, выделим наиболее простую, но практи­чески очень удобную и эффективную схему разграничения различных форм бытия:

А) бытие природы (вещи, явления, процессы и состояния неживой и живой природы);

Б) бытие общества;

В) бытие человека;

Г) бытие духовного, идеального (здесь речь идет о бытии внутреннего мира личности, бытии ее сознания, мышления, сфе­ры бессознательного, а также чувств, эмоций и отдельных психи­ческих состояний, таких как интуиция, воля, память, вера и др.).

Для общей мировоззренческой ориентации образованного человека, также важно учесть, что существует еще одно доста­точно распространенное, но более узкое понимание терми­на «бытие», когда оно употребляется как синоним понятия «материя» и противопоставляется всем проявлениям идеаль­ной реальности, сознанию. В этом плане, например, стали обычными выражения «общественное бытие» и «обществен­ное сознание».

Онтология как философское учение о бытии есть учение о мире как совокупной реальности, которая охватывает любое возможное многообразие всеобщих, единичных и особенных

менной логике, в том числе и с неоднозначными взглядами на нее, можно обратиться к исследованию Ю. М. Бохеньского (Швейцария) ВосЬепх1а 1.М. ТЬе §епега1 кепзе апй сЬагайег оГтоаегп 1о@1с. 1п: Моает Ьо§1с -- А зш-уеу. Оог<1гесЬ1 е1с- 1981,р.3-14. См. также Логика на пороге нового тысячелетия. «Вопросы философии». М., 2000, №1, с. 168-173.

74