Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 17

^перспективы «многовековой скуки»), на самом деле прежде ^усего характеризуют процесс догматизации западного стиля Цйышяения.

Ц^ «Такая догматизация мышления, - отмечает А. С. Пана-||»йан, - представляет собой неожиданный отход от принципов ||^1ассического европеизма, связанных со способностью к Ц^шительной самокритике, а, значит, с установкой на самооб-|^вление. Запад впервые отказывается брать историю в союз-Цййки и ставит ее под подозрение. Если такой подход возобла-Цвцает, то это несомненно будет свидетельствовать о кризисе ^Й^анной цивилизации. Нельзя предлагать Истории игру с «ну-Н|^йевой суммой»: пытаться остановить ее в целях собственной ^^стабилизации. Запад до сих пор почти всегда поступал иначе:

^(Вместо того, чтобы ожидать сокрушительной критики извне, ^;10Н брал критическую инициативу на себя, смело противопос-|Й|тавляя, собственному настоящему качественно новое будущее. |&Эго способность к формационной инициативе способствовала

ем;,.', • •                                    т.   г

Й^юму, что исторический процесс до сих пор шел не в форме ^^ены цивилизаций, а в форме смены формаций в рамках од-|Ц цой и той же западной цивилизации. Если такая способность || на этот раз в самом деле изменила Западу - это будет означать, |||.что формационная инициатива перешла к другим культурам и ^^цивилизациям»45.

И;   В заключение этой части разговора заметим, что при зна-Ц Дсомстве со старыми, модернизированными и со всеми новыми р теориями анализируемой первой парадигмы изучения обще-Ц; ства (формационно-стадиальной), трудно избавится от мысли, Й^^Что они есть всего лишь вынужденная и односторонняя по-Цйытка следовать по пути, проложенному Марксом. И дело Щ^есь не только в однозначных, неоднократных признаниях |авторов такой методологической установки.

I ? Очерченные Марксом возможные линии и уровни анализа Общества как сложного, структурированного, внутренне про­тиворечивого и динамично изменяющегося целого не были ре-|^лизованы им самим в полной мере. Причина проста - оборва­лась жизнь этого великого мыслителя. Все же они явно более

^1:     ______________

^

|? Философия истории. Под. ред. А. С. Панарина. М., 1999, с. 17-18.

К                                                 97


перспективны, чем исследования, предложенные указанными выше теориями, сводящими основополагающие факторы обще­ственного развития к процессам индустриализации, к технике и технологиям. Какими бы высокими и сверхсложными техника и технологии ни были, они являются всего лишь продуктом дея­тельности общества и не тождественны его сущности.

Другая группа теорий, претендующая в последнее время на всеобщее признание, связана с так называемым «цивилизацион-ным» подходом, иногда также именуемым «плюралистическим».

Такой подход также имеет длительную историю, свои этапы становления и авторитетные имена. В XX веке, особенно в его конце, он стал очень популярным, и, как правило, жестко проти­вопоставляется ранее отмеченному формационно-стадиальному подходу.

Цивилизационный подход отказывается рассматривать ис­торию как подчиняющуюся определенной логике. Для его сто­ронников - это прежде всего процесс жизнедеятельности людей в рамках того или иного сообщества или всего человечества в це­лом. Для них это анализ общества «по горизонтали» - изучение неповторимых уникальных образований - цивилизаций, сосуще­ствующих в историческом пространстве-времени.

Все эти концепции весьма различны, но их объединяет разо­чарование в рациональном, детерминистском, строго монисти­ческом подходе к осмыслению истории и попытка сделать это через культуру во всем разнообразии ее форм (политика, право, нравственность, религия, искусство, язык и т. д., а также их прак­тические проявления поведенческого уровня: традиции, обычаи, обряды, типы ментальности, потаенные пласты индивидуально­го и коллективного сознания).

Наиболее авторитетными концепциями общества, основан­ными на такой «цивилизационной» или «плюралистической» ме­тодологии, в XX в. стали теории О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Со­рокина, а в последние годы - Ф. Броделя, С. Хантингтона и др.

Начав с решительного протеста против «птолемеевой модели истории», согласно которой все культуры мира «вертятся» вокруг одного, европейского центра, а их движение в историческом про­странстве заранее предопределено, эти теории отстаивали цен­ность культурного разнообразия мира, принципиальную равно-

98