Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 36


человека на собственный, ничем не ограничиваемый выбор, предпочтение. Такая ситуация отражена в известном выраже­нии «О вкусах не спорят». Однако понятно, что эстетически воспринимающий мир человек - это не абстракция, а живая конкретная личность, погруженная в водоворот жизни, в сис­тему самых разных общественных связей и отношений (эконо­мических, социально-политических, идеологических, быто­вых, семейных, межличностных и т. д.). Следовательно, ее, этой личности, эстетическое восприятие мира преломляется через всю систему имеющихся общественных связей и приня­тую личностью систему духовных ценностей. Прямо и непос­редственно влияют на эстетический выбор моральные нормы личности. Многовековой опыт людей доказывает безусловный и глубокий характер именно такой связи. Утонченный эстети­ческий вкус в большинстве случаев несовместим с примитив­ной, ущербной моралью, с безнравственностью.

3. 3. 10. История философии

История философии есть выражение всечеловеческого процесса искания ис­тины...

В. Соловьев (1853-1900)

Органичной частью системного философского знания яв­ляется и история философии, которая представляет собой как бы особую летопись титанических усилий творческого чело­веческого духа по осмыслению и объяснению бытия. Разуме­ется, эта летопись писалась и пишется людьми, следовательно, в ней всегда заметны элементы симпатий и антипатий, пред­почтений и отказов в признании. И тем не менее - история фи­лософии - бесценный компонент культуры, так как она дает возможность понять развитие мысли человечества в много­трудном опыте познания и мира, и самой мысли через непре­рывный процесс смены одних исторических эпох другими, одних философских концепций - другими, старых кумиров -новоявленными, как и придти к осознанию их закономерного ухода.

135


История философии часто определяется как наука о воз­никновении и развитии философских знаний человечества, как область, исследующая их эволюцию и практическое вхож­дение в материальную и духовную жизнь. Можно определять историю философии как процесс развития философского по­знания мира и его последовательного вербального описания. В любом случае существенно то, что знакомство с историей фи­лософии представляет собой для каждой личности серьезный шанс для углубления и расширения собственного мировоспри­ятия, мировоззрения, для усиления целой гаммы свойств и черт собственного сознания, для совершенствования теорети­ческого мышления.

«Теоретическое мышление - писал Ф.Энгельс - является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кро­ме изучения всей предшествующей философии»68.

История философии открывает путь к целостному виде­нию и пониманию основных вех истории ищущего человечес­кого духа, помогает понять действительное место и значение возникающих философских идей и концепций. Она также по­зволяет определить всю ту совокупность исторических усло­вий (экономических, социально-политических, духовных и других), которые вызывают к жизни каждую данную фило­софскую теорию, аргументирование объясняет внутреннюю логику развития философского знания, основные закономер­ности, которым оно подчиняется.

Естественно, что история философии «пишется» всем че­ловеческим сообществом, она отражает «дыхание» всех исто­рических эпох и всех континентов Земли. Вместе с тем, как уже отмечалось, существует глубокое различие между культу­рой того или иного народа, его «философствованием» с одной стороны, и собственно философией как целенаправленно и специально вырабатываемым знанием, с другой. Известно, что «многие народы, обогатившие человечество величайшими культурными достижениями, никак не реализовали себя на

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.Збб. 136