Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 3


геологическое; 3) аксиологическое; 4) праксиологическое. Ни од­но из них не может быть редуцировано, хотя основательное рас­смотрение любой из четырех проблем необходимо предполагает рефлексию через остальные»23.

По мере развертывания и углубления человеческого позна­ния углубляется и расширяется система категорий. Это пульсиру­ющая система и есть «язык» философии, способный емко и адек­ватно описывать контуры, основы и сущность Универсума.

3. 3. ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ЦЕЛОСТНОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Философия является уникальным спо­собом самоосознания культуры в ее целостности и разнообразии.

В. А. Лекторский (род. 1932)

Как уже отмечалось, философия не может и не должна восприниматься по устаревшим представлениям, отвергнутым жизнью, опытом собственного развитием, а также развитием науки и других форм познания. Основным в этом плане явля­ется знакомство с ее внутренней структурой.

Философия есть сложная система знания, имеющая ряд относительно самостоятельных, хотя и глубоко вза­имосвязанных структурных частей. Они уже упоминались в тексте ранее, сейчас же напомним, что одним из условий сохранения в мышлении любого творческого человека цело­стного и соответствующего истинному положению дел пред­ставления о философии есть мысленное видение ее не абст­рактно, а через конкретную, вполне определенную внутрен­нюю структуру.

Основными элементами этой структуры являются:

Логика

Онтология

Философия знания (гносеология)

23

См. Дубровский Д. И. О специфике философской проблематики и основ­ных категориальных структурах философского знания. «Вопросы филосо­фии», 1984, №11.

69


Диалектика

Философия общества

Философская антропология,

Аксиология

Философия морали (этика)

Эстетика

История философии.

Отметим, что описание основных частей и областей фи­лософского знания, приведенное здесь, не является исчерпы­вающим. Ряд исследователей настаивает на том, чтобы в со­держании философии специально выделить кроме названных еще такие части, как «Философия науки», «Философия поли­тики», «Философия экологии», «Философия религии». Об этом можно спорить, так как есть аргументы и «за» и «про­тив». Однако, это не входит в задачи этой книги. Но одно важ­нейшее замечание следует учесть при знакомстве с любой областью философского знания. Оно состоит в том, что в каж­дой из областей присутствуют различные, зачастую прямо противоположные точки зрения на один и тот же вопрос. И онтология, и гносеология, и аксиология, и философия обще­ства... - все они содержат как материалистическое, так и идеалистическое объяснение. Иногда оба эти подхода сме­шиваются, выступая в форме дуализма. Противоположными являются также диалектическое и антидиалектическое (ме­тафизическое) объяснение мира. В отличие от Востока, где крупный философ обычно выступал как глашатай самого бога, а истины, им изрекаемые, никто не смел поддавать сомнению, в европейской философии и изначально (Древняя Греция) и в дальнейшем, вплоть до сегодняшнего дня, царит совсем другая атмосфера. Суть ее в напряженной беспощадной и ос­трой полемике, в столкновении разных точек зрения, в споре, дискуссии, резком опровержении, если позволяют аргументы, и, следовательно, в рождении новых идей- Очевидно, этот динамизм ищущей философской мысли Европы и позволяет ей удерживать современное философское знание на достой­ной высоте.

Остановимся на рассмотрении основных областей фило­софского знания с краткими комментариями специально.

70