Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 21


3.3. 6. Философская антропология

Надо не оплакивать, не осмеивать че­ловеческие поступки, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать

Б. Спиноза (1632-1677)

Философская антропология - (греч. апйтгороз - человек, и 1оё05 - учение, слово) учение о человеке, известно еще с антич­ных времен и составляет весомую часть практически любой философской теории, но как особая философская дисциплина появляется лишь в XX веке.

Философскую антропологию не следует смешивать с одно­именным философским направлением, которое пытается ос-йыслить всю философскую проблематику исключительно через «антропологический» подход.

Философская антропология есть неотъемлемая часть фило­софии, и как знание о сущности человека, смысле его жизни, внутренних и внешних детерминантах его существования, базис-йых основаниях человеческого бытия в мире имеет очень дли­тельную историю и самые различные интерпретации. Может бьпъ, это самая «страстная», наиболее эмоциональная страница ; философских исследований.

/    Как в прежние исторические эпохи, так и в настоящее вре-,(-Мя существует огромное количество философских моделей чело-. иска: рационалистическая, натуралистическая, психологическая, ^мистическая, индивидуалистическая, прагматическая и многие ? Другие. Все они при разном содержании окрашены в различ-^ ные тона: оптимистические, пессимистические, презрительные, | Снисходительные, обнадеживающие или подчеркивающие безна-ЬзДежность и бессмысленность человеческого существования.

ЕКак сориентироваться в этой лавине взглядов, подходов, Концепций?

I,,   Опыт всей истории человеческой цивилизации показывает,

1^.                     г

|?то ни одна отдельно взятая концепция человека, имеющаяся в

1йстории философской мысли, не может оцениваться как един­ственно правильная или как универсальная основа для понима-^ЙИя тайны Человека. Однако, как и в других областях развитого

^

105


системного философского знания, очевидно, главным являет­ся кропотливое, взвешенное, опирающееся на науку, выделе­ние наиболее аргументированных идей» подходов, выводов и принципов анализа, истинность которых нашла подтвержде­ние в реальной жизни. Остановимся на некоторых из них.

Прежде всего, это принцип рассмотрения человека как уникального и целостного, но в то же время многоуровневого и многомерного феномена Или канули в Лету, или постоянно демонстрируют свой крах те философские концепции, кото­рые рассматривали человека односторонне - в частности, только как «природное» или только как «социальное» явление, только как злое или как изначально «доброе», исключительно созидательное или только всеразрушающее существо.

Сущность человека уже не может описываться как не­кий, раз и навсегда данный абсолют. Она представляет собой системное качество, состоящее из многих характеристик, ко­торые формируются в процессе жизни через всю гамму имею­щихся связей бытия.

Определяющими среди них являются общественные связи и отношения, совокупность которых и формирует социальные характеристики человека в каждую конкретно-историческую эпоху.

Важнейшей чертой сложной системной сущности чело­века является ее принципиальная незавершенность, откры­тость любым другим проявлениям, которая не обрывается для всех без исключения людей их смертностью.

Человек есть одновременно и субъект реального истори­ческого бытия, деятельно производящий и воспроизводящий себя самого и свой мир, и в тоже самое время он - объект, включенный в поток исторического времени, изменяющийся вместе с Историей.

Личностное бытие для каждого человека в его собствен­ном восприятии первично и изначально, оно заполнено не только реальными действиями, но и страхом, одиночеством, безысходностью, отчаянием. При этом перед ним с неизбеж­ностью постоянно встают проблемы однозначного выбора или компромисса между свободой и принуждением, между твор­ческим порывом и адаптацией к наличным условиям, между

106