Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 13


дня о марксизме часто вульгаризованы и отождествляются ис-' (ддочительно с ошибками, просчетами, недальновидностью, а ^о и предательством социалистических лидеров

^   Что же касается западной марксистской мысли, то она в этих условиях претерпела ряд очень своеобразных трансфор­маций и, в конце концов, ушла в глубины академической фи-ЛСусофии. Наиболее видные представители «аутентичного», как они сами себя назвали, т. е. «подлинного» марксизма — Т. Адорно, Л. Альтюссер, Г. Маркузе, Делла Вольпе, Д. Лукач ^концентрировали свое внимание не на дальнейшем творчес­ком развитии основных принципов марксистского подхода с учетом кардинально меняющегося мира, а на проблемах эпи-стемологии, эстетики и абстрактной онтологии. Написанные Ши работы отталкивали массового читателя своей терминоло­гической сложностью и малопонятным языком. Наиболее яс­ные идеи о тупиковости массовой культуры, об «одномернос­ти» личности в западном обществе и о «великом отказе» от йего, хотя и всколыхнули молодежное движение конца 60 -Х)-х годов XX века, вскоре угасли или были трансформирова­ны и интегрированы господствующей идеологией38.

Однако при всем драматизме происходящих изменений Насущная жизнь, реальная действительность снова и снова возвращала всех людей к социально-философским пробле­мам человечества.

Решать их невозможно без адекватного масштабу проблем глобального, то есть, философского видения общества. '' Утвержденная Марксом традиция глубокого общетеоре-'Гйческого анализа общества, опирающегося на все богатство Конкретного научного знания, настоятельно требовала своего Яродолжения. Она выражала потребность в философского 'Зфовня достоверном знании об обществе. Эта потребность Приобрела особую актуальность в настоящее время.

Почему это так?

Наступившее третье тысячелетие существования челове­ческой цивилизации встречается с ее новым ранее невидан-^^ обликом. Этот облик сформировали не только и не столь-^ Медленные, но и неизбежные трансформации во всех обла-

См.АндерсонП Размышления о западном марксизме М,1991

1&                                                  89


стях жизни на протяжении предыдущих тысячелетий и, глав ным образом, события последнего столетия и его второй поло вины Именно в этот исторический период свершился ряд социальных преобразований, приведших к качественно новым характеристикам общества по всем параметрам. Самым суще­ственным при этом является то, что эти качественно новые ха­рактеристики в значительной степени негативные, отрица­тельные, разрушительные. Речь не идет о традиционно при­знаваемом факте существования зла, социальных и природных катаклизмов, массовой несправедливости, пороков, нищеты, бескультурья и т. п., которыми отмечена жизнь на каждом историческом этапе. Речь идет о другом.

Процесс ускорения общественных преобразований, мед­ленно набиравший обороты в предыдущие исторические пе­риоды, в XX веке разразился целым рядом не известных в пре­жней истории черт, событий, обстоятельств, проблем, карди­нально меняя всю жизнь на планете и все перспективы даль­нейшего существования.

В основном это отразилось в уже осознанных людьми глобальных проблемах современности: ядерной (ее военном и мирном аспектах), экологической, демографической, сырье­вой (ресурсной) В последнее десятилетие со зловещей настойчивостью в этот ряд «вписались» проблемы нравствен­ной деградации людей, организованной и неорганизованной преступности (особенно среди молодежи), проблема СПИДа, наркомании, коррупции, терроризма и др

По своему определению глобальные - это проблемы, кото­рые имеют жизненно важное значение для всего человечества и для каждого отдельного человека, в том числе и для того, кто только должен родиться. Такого рода проблемы не имели ра­нее места в истории В силу неоднозначности результатов на­учно-технической революции (технологических, информаци­онных, компьютерных, коммуникационных и др.) они приоб­рели угрожающий самому существованию человеческой циви­лизации характер.

Общим местом практически всех мало-мальски серьезных исследований общества стало печальная констатация того, что определяющим «доказательством» бытия людей на земле ста-

90