Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 23

Аристотель, как известно, отдельно выделил не просто уче­ние о мышлении, но исследования, посвященные науке о доказа­тельстве, то есть, науки о средствах установления объективных истин, которое он назвал «Аналитиками».

С этого же далекого от нас времени существует обоснован­ное с точки зрения формальной логики правило «есть» еще не значит (не обязательно предполагает) «должно быть».

Это послужило в дальнейшем определенной, а именно фор­мально-логической основой для последующего разрыва, а, затем, и противопоставления «фактологического» и «ценностного» зна­ния. Первое однозначно отождествлялось с научной формой по­знания, всецело со знанием, которое дают естественные науки. Второе - со знанием, которое дают такие области как история, Этика, мифология, религия и т. д. Оценочное, ценностное знание стало наделяться эпитетами: «малообоснованное», «произволь­ное», «субъективное», «иллюзорное», «недостоверное». Традици­онными становились упреки в адрес исследователей, допускаю­щих прямой переход от «есть» к «должно».

Однако, очень важно заметить, что при всем понимании древними неоднородности продуцированных мышлением су­ждений, неодинаковости получаемого в ходе познавательной деятельности знания, которое добывают и которым оперируют в своей жизни люди, присутствовало и было очень дальновидным убеждение о необходимости его принципиального единства. По­нимание несомненного и теоретического и практического разли­чия не заслоняло для них убежденности в принципиальном един­стве бытия и мышления, объекта и субъекта, «фактологического « и «ценностного» в содержании знания, «сущего» и «должного» в едином содержании Универсума.

Жизнь постоянно подтверждала реальную и неизбывную по­требность людей в знании как одного, так и другого рода, потреб­ность, которая никогда не может быть исчерпана. Обусловлено это тем, что знание никогда не существует абстрактно, безотноси­тельно к людям, как самоценное само по себе. Как раз наоборот, знание есть предпосылка и основа жизнедеятельности человека, условие развития духовной и материальной жизни как индивиду­ума, так и общества. Такое понимание знания ярко проявилось уже у Сократа («знание - есть основа этики»), стоиков («этика

109


строится только на разуме», «знание есть средство приобрете­ния мудрости, умения жизни»). Аристотелева вера в бессмер­тие человеческого разума также .остается в русле такого подхо­да. Та же тенденция прокладывает себе дорогу и в последую­щие эпохи. В средневековье с его номиналистской трактовкой знания как установления связи между явлениями и в период европейского Ренессанса с признанием Н. Кузанским органи­ческой связи единого и беспредельного, знания и действия, истины и нормы. Отсюда и формулы: «знание - есть умудрен­ное поведение» и в Новое Время - «знание ~ сила». Работы Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка, Г. Лейбница внесли значи­тельный вклад в осмысление этой проблемы.

Особое место все же занимают исследования классичес­кой немецкой философии и не только по существу обсуждае­мого вопроса, но и по влиянию на его интерпретацию в XIX и, в особенности, в XX столетии и в настоящее время.

Сложность ситуации заключается в том, что история ста­новления аксиологии как специальной области философского знания прямо и непосредственно связана с тем, как мысли­тели XX века отнеслись к классическому философскому на­следию по этой проблеме в целом и к идеям И. Канта и Гегеля в частности.

И. Кант, переместив центр тяжести философского анализа с онтологии на гносеологию и рассматривая познающий субъект в качестве главного фактора, определяющего способ познания и предмет знания, основное внимание направил на выяснение того, что же такое истинное знание.

И здесь самым важным является следующее. Несомненно, Кант отдавал должное мудрой догадке античных мыслите­лей о внутренней структурированности, неоднородности зна­ния, которым оперируют люди, о специфике разных пластов, родов, добываемого знания (например, Ксенофан, Зенон, Парменид - «знание по факту» и «знание по мнению»). Не могли остаться вне поля его зрения и более поздние раздумья философов по этому вопросу (например, позиция Ф. Бекона и Р. Декарта, рассматривающих субъективное начало при фор­мировании знания крайне односторонне - только как помеху, как то, что искажает и затемняет истину; или обращение Г- Лей-

110