Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 26


плановыми и многоуровневыми интересами, эти авторы яр^0-основательно и доказательно, на многих примерах показали, что при одном и том же наборе фактических данных в науке можно возвести более чем один теоретический конструкт.

Отсюда проложили себе дорогу многие новые подходы и аргументы в пользу более жизненного, адекватного реальнос­ти понимания знания как единства формально-логического и ценностного, понимания природы ценностного знания, его места и роли в этом процессе.

Вскоре неизбежным стал принципиально важный вывод исследователей о том, что социальные условия не просто ока­зывают огромное влияние на ускорение или замедление раз­вития науки, но и на саму внутреннюю логическую структуру теории и содержание получаемого знания. Исследования Т. Куна, С. Тулмина, И. Лакатоса и многих других аналитиков интересны именно этими выводами, а также весьма убеди­тельными доказательствами того обстоятельства, что основ­ной механизм развития науки в глобальных изменениях ее понятийного аппарата обусловлен не только собственными, имманентными элементами научного познания, но и такими факторами как нормы, цели, идеалы, ценностные ориентации и установки и т. п. Выводы работающих в этой области фило­софов относительно логики развития науки и соотношения собственно-когнитивного и ценностного содержания знания можно сформулировать следующим образом. «Нейтральным» и лишенным ценностной окраски истинное знание никогда не было и не может быть в принципе. Это относится не только к социально-гуманитарному, но в полной мере к естественному знанию, несмотря на различное проявление этой особенности в каждом из них61.

Важно отметить, что в результате этих исследований, в атмосфере принятия интеллектуальной средой Европы нового образа науки, познания, природы и содержания знания, а так­же понимания факта кризиса позитивистской парадигмы фи­лософствования, оставался всего один шаг к утверждению качественно нового подхода к аксиологии как специальной об-

См. Микешина Л. А. Ценностные ориентации су&ьекта и формы их отра­жения в научном знании. «Философские науки», 1992, № 6, с.60.

115


ласти философского знания о духовных ценностях. В настоя­щее время такой новый подход утверждается, хотя, разумеет­ся, весьма непросто, преодолевая существующие стереотипы и инерцию прежнего стиля мышления. В центральном воп­росе о соотношении когнитивного и ценностного знания в познавательном процессе и в содержании науки, и в практи­ческих действиях людей пагубность их дихотомии теперь считается несомненным фактом. Исследователи подчеркива­ют не столько необходимость ее выявления, сколько актуаль­ность теоретического воспроизведения диалектики когни­тивного и ценностного знания, описания «механизма» их слияния в каждой конкретной сфере, области познания и в реальной жизни.

Учитывая сложность анализируемых вопросов, выделим промежуточные выводы.

Истоки проблемы ценностей уходят своими корнями в начальный период становления философии и органически связаны с ее самоопределением, с истолкованием предмета философии.

Огромный по времени период в развитии духовной куль­туры общества, и, в частности, философии (с античности до XIX века) связан с четко прослеживаемой тенденцией пони­мания знания одновременно и как целостного (единого), и как внутренне структурированного, неоднородного, включ­ающего как собственно-теоретическое, фактологическое, так и оценочное, ценностное знание.

Многочисленные и разнообразные факторы в развитии общества способствовали изменению облика философии, ин­терпретации ее предмета, социальной роли и функций и одно­временно (период конца XIX в. - начала XX в.) привели в лице отдельных направлений и школ западной философии к резко­му противопоставлению науки и философии, науки и теории ценностей (аксиологии).

Указанное противопоставление (дихотомия) стало своеб-разной методологической основой начального периода ста­новления аксиологии, которая рассматривалась как знание, принципиально уступающее по качеству знанию естествен­нонаучному.

116