Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 29


вают на необходимости сузить понимание ценностей, рассмат­ривать ценности т ^.п<Л вепае, т. е. ценности в строгом смысле слова-духовные ценности общества, которыми являются иде­алы общественной деятельности и формирующиеся на этой основе уже и идеалы личной человеческой деятельности63.

Как видим, предложенное определение ценностей очень сужение. Насколько это оправданно, допустимо? Правомерно ли оперировать этим суженным определением для обозначе­ния такого обширного круга явлений субъект-объектного отношения? Не является ли такой подход другой крайностью, полярной позиции предельно расширительного толкования ценностей, отождествляющего их со всякими практическими отношениями человека к миру?

На все эти вопросы можно дать один ответ: сведение цен­ностей как главных ориентиров многообразной человеческой деятельности к идеалам не только допустимо, оправданно, но практически всегда присутствует в жизни. Такое понимание ценностей позволяет каждой личности и обществу в целом определиться, сориентироваться фактически мгновенно при принятии того или иного важного решения. Происходит это потому, что ценностный выбор осуществляется при таком под­ходе с самого начала с ориентацией на оптимально-должное, на максимально желаемое, на главную, хотя, возможно, и не­достижимую в данный момент цель. В таких условиях выбора идеал и служит безошибочным, и исходным, и конечным ори­ентиром для принятия решения. Он позволяет ответить на воп­рос: зачем, ради чего принимается то или иное решение. Иде­ал, в данном случае, выступает как символ, знак, образ, обо­значение ценности и в этом своем качестве он исключительно важен для всех людей.

Что же происходит дальше? А дальше идет процесс раз-ворачивания, объективации, опредмечивания этого идеала в реальной жизни. И тут наблюдается очень сложная, многопла­новая и многоуровневая картина. С одной стороны, существу­ет и выполняет свою роль главного ориентира человеческой

"' См. Нарский И. О. О ценностях как идеалах человеческой деятельности. Сб. Ленинская теория отражения. Вып. 8. Ценностные аспекты отражения. Свердловск, 1977, с.75.

121


жизнедеятельности система духовных ценностей как идеалов. Одновременно с этим в пульсирующем и, хотя и медленно, но меняющемся содержании ценностей обнаруживается сложная динамика, придающая им другой облик. Остановимся на этом не­сколько подробнее.

Ценности общественной и индивидуальной жизни людей в процессе социального развития не остаются неизменными. Вме­сте с развитием человеческого общества, определенным образом модифицируются, конкретизируются, уточняются идеалы людей, приобретая новые существенные грани и характеристики. Этот процесс отнюдь не умаляет их, идеалов, значение, как главных маяков человеческой жизнедеятельности. Процесс же опредме-чивания ценностей реализуется в конкретных действиях и отно­шениях людей. Выйдя из практической жизни, будучи ею порож­денными и существуя вначале в качестве идеальных ориентиров, ценности затем возвращаются к практическому бытию людей, реализуются в нем, объективируются в виде реально существую­щих общественных отношений, их граней, сторон, характерис­тик. В связи с этим ценности в обществе выступают двояко: как высокие желанные цели, к которым стремятся люди, и тогда они есть - идеалы (должное), и как искомые, но уже достигнутые, хотя бы частично формы, грани человеческой жизнедеятельности и тогда они есть действующие нормы, образцы, сущее.

Еще одной важной характеристикой ценностей как сложного социального феномена является то, что они могут быть одновре­менно и целью и средством общественного бытия людей.

Свобода, истина, мирное сосуществование, взаимопонима­ние—есть не только ценность - идеал (должное), но и ценность - норма (сущее), реальность, практически воплощенная, пусть хотя бы частично, в различных сферах и видах человеческой жизнедеятельности. Эти ценности одновременно - и норма, и идеал - реально существующие на нынешней стадии развития общества его характеристики и цель, к которой надо стремиться, прилагая значительные усилия для ее достижения и защиты, для объективации ценностей. В одних конкретных условиях они предстают как цель, в других и как средство реализации целей. Так, в условиях несвободы свобода выступает как цель и уже достигнутый уровень свободы является необходимой предпосыл-

122