Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 28


Философская теория ценностей должна быть признана ва­жнейшей стороной, аспектом, разделом философии, а вместе с этим необходимо признать, что наряду с другими функциями все большее значение в современных условиях приобретает ценностно-регулятивная, аксиологическая функция филосо­фии, все проявления которой еще только предстоит осознать.

Обратимся теперь к вопросу о том, что такое ценность, как определяется это ключевое понятие аксиологии.

Следует заметить, что этот вопрос очень трудный. В дан­ной работе не ставится цель разбора всех имеющихся в лите­ратуре дефиниций. Они весьма многочисленны. Часто значи­тельно отличаются друг от друга, т. к. предприняты, исходя из разных уровней и аспектов исследования, иногда очень разно­речивы даже у одного и того же автора. Поэтому на наш взгляд представляется оптимальным не разбор этих дефиниций и вы­яснение их достоинств и недостатков, а анализ методологичес­ких оснований наиболее типичных из них.

С этой точки зрения вырисовывается следующая картина:

подавляющее большинство авторов, исследующих данный во­прос, определяют ценность через значимость (значение) лю­бого объекта для субъекта. По сути дела в рамках такого же подхода находятся и те, кто определяют ценность через полез­ность или через систему потребностей. Отметим, что такое расширительное толкование ценностей неизбежно приводит к полному отождествлению ценностного и практического отно­шения субъекта к миру. Следуя ему, оказывается совершенно невозможным хоть как-то ограничить сферу ценностного от­ношения субъекта к действительности. Неясным оказывают­ся пути поиска объективного критерия ценностей, выявления их иерархии и принципов взаимосвязи, что привело отдель­ных авторов к пессимистическим выводам о невозможности вообще конституирования теории ценностей (аксиологии). В действительности же, ценностное отношение человека к миру хотя и является предельно важным, существенным, но пред­ставляет собой одну определенную форму отношения между объектом и субъектом и категория ценности есть понятие, отражающее момент взаимодействия, единства субъекта и объекта.

119


Данное понятие в тесной взаимосвязи с другими фило­софскими категориями раскрывает один из существенных мо­ментов универсальной взаимозависимости явлений, а именно - специфику субъективной стороны человеческого познания и действия. Оно выражает в идеальной и объективированной форме отношение человека, класса, группы, общества в целом к определенным явлениям, момент понимания, осознания сущности того или иного явления не в себе, а для нас, для субъекта. Исходя из этого, через ряд острых дискуссий, теоре­тических споров, все большее признание приобретает такой подход к определению ценностей, который исключает отме­ченное выше, предельно расширительное их толкование. То, что ценность имеет значение, обладает значимостью для субъекта, затрагивает его интересы и потребности, совершен­но не позволяет утверждать, что все то, что имеет значение -есть ценность. Общественное бытие, конечно же, характеризу­ется определенной системой ценностей, играющей огромную роль, и вытекающими отсюда ценностными параметрами жиз­недеятельности людей, но не сводится к ним. «Общественная жизнь, - утверждал К. Маркс, является по существу практи­ческой»62 и с этим нельзя не согласиться.

Практическое же отношение человека к миру не является всецело ценностным отношением, также как и практическая ориентация не обязательно есть ценностная ориентация.

Ценностное отношение субъекта к миру не тождественно всякому практическому отношению его к действительности, так как характеризуется только ему присущей особенностью, а именно - необходимостью для субъекта соотносить свои действия и их результаты с определенными идеалами, образ­цами, нормами, принципами, а не просто с пользой, выгодой, непосредственной, ближайшей целью, успехом, как это зачас­тую случается в повседневной жизни. Понимание этой особен­ности есть необходимое условие адекватного восприятия все­го мира ценностей.

Исходя из вышесказанного, представляется естественной и обоснованной позиция тех исследователей, которые настаи-

Маркс К., Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс ф. Соч., т.З, с.25. 120