Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 2


- философия ~ свободное, основанное на принципах разума критическое осмысление мира и человеческой жизни.

философия - особая форма осознания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания.

философия - наука о наиболее общих универсальных за­конах развития природы, общества и человеческого сознания.

Философия — уникальная, целостная и опирающаяся на иауку, внутренне структурированная система знаний о наиболее общих, универсальных свойствах, связях и отно­шениях действительности (природы, общества, личности и ее духовного мира).

Разумеется, этот перечень можно продолжить. Но для опе­ративного практического, если необходимо и молниеносного реагирования сознания личности в той или иной жизненной ситуации вполне оправданным и в принципе достаточным бу­дет фиксация и «закладывание» в долгосрочную память после­днего из приведенных определений.

С целью усиления способности индивидуального созна­ния постоянно удерживать философский взгляд на мир, не подменяя его ничем другим, очень важным является выработ­ка привычки мысленного видения типичных философских проблем и вопросов: «объективное - субъективное», «матери­альное - духовное», «моральное - аморальное», «общество -природа», «личность - государство», «свобода - ответствен­ность», «знание - невежество» и т. д.

Выработать в себе устойчивый навык, и, если и не знать все философские проблемы, то однозначно чувствовать их «вкус», их специфику, не смешивая ни с какими другими, зна­чит, не только существенно усилить собственную менталь-ность, но, опираясь на философские ориентиры, безошибочно узнавать пути, ведущие к практическим успехам в любой сфе­ре деятельности. Заметим, что «узнавание» таких путей для нашего сознания и познания не есть, к сожалению, чем-то само собой разумеющимся. Как часто и в опыте отдельного че­ловека, и в опыте группы или сообщества, и даже.общества в целом «узнавание» самого существенного в той или иной кон­кретной ситуации оказывается проблематичным. Философия во всех этих случаях - оптимальный союзник.

67


Продолжая дальше разговор о главном, остановимся на ряде других положений.

Прежде всего несколько слов о категориях философии. Ни одна область знания, как известно, не может существо­вать без понятий, через которые она себя выражает. Категории -это понятия философии. Однако у них особый статус, отличный от понятий других наук и систем знания. Это - не обычные поня­тия. Уже сам термин ка1е§опа (греч., - высказывание, свидетель­ство, объяснение, утверждение) - это не один, а целая симфония смыслов, показывающая, что философские категории должны быть отграничены от любых других слов, употребляемых людь­ми. Суть в том, что категории философии - это особые понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законо­мерности природы, общества и мышления, универсальные спо­собы отношения человека к миру. Именно потому, что философия возникает и существует в человеческой культуре из-за глубинной потребности каждой конкретной личности и всех без исключения людей в общей ориентации, самовыражении и самоопределении в окружающей социальной и природной действительности, фи­лософией был сформирован особый ряд (позже система) поня­тий, специфический категориальный язык (космос, вселенная, причина, закон, возможность, бытие, материя, пространство, вре­мя и т. д.).-

Категории - наиболее общие понятия, отражающие пре­дельно широкие характеристики мира22. Взаимосвязь категорий есть их важнейшая черта, более того, их содержание является текучим, переливающимся друг в друга и категории обладают таким свойством, что объяснения одного предполагает обраще­ние к другому, ко всему категориальному ряду, то есть, ко всей системе философских категорий.

Существует длительная по времени и содержательная тради­ция специального исследования проблемы философских катего­рий с соотвествующей обширной литературой. Здесь же для пер­воначальной ориентации можно опереться на следующие теоре­тические положения. «Категориальная структура философии че­тырехмерна (соответственно, она имеет дело с четырьмя типами проблем). Эти измерения следующие: 1) онтологическое; 2) гно-

Лазарев Ф. В., Трифонов М. К. Философия, Симферополь, 1999. 68