Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 15


Д1И о фундаментальных характеристиках общества в их по-

^^тоянном изменении и развитии, о перспективах такого изме-

;^тения и развития.

Как отвечают на этот глобальный вызов современная фи-дософия истории, философия общества? Если, следуя созна­тельно очерченной для данной работы логике, выделять толь-400 самое существенное, то необходимо отметить ряд следую­щих положений. Прежде всего, то, что в западноевропейской

.( культуре какое-то время присутствовали явные и неявные по­пытки вообще уйти от создания общефилософской концепции * общества. Это связано было не только с отмеченными выше идеологическими установками на неприятие макросоциологи-ческого с опорой на науку анализа общества, инициированно­го К. Марксом. Сказывалось и масштабное давление позити­вистского стиля мышления, одержавшего на многие годы по­беду, как оказалось пиррову, над обращенной к предельным основаниям и смыслам бытия классической метафизикой, то есть, над философией в собственном смысле слова. Другой фактор - это становление и в дальнейшем интенсивное разви­тие на Западе такой области знания как конкретная или эмпи­рическая социология Используемые ее новые методики (анке­тирование, опросы, интервьюирование, изучение обществен­ного мнения по специальным программам) позволили значи­тельно приблизить социологию и другие гуманитарные обла­сти знания к реальной жизни. На этой основе и была предпри­нята очередная попытка заменить философское знание об об-ВДестве конкретно-социологическим. Особенно она проявила себя в тот период, когда отдельные социологические исследо­вания оформились в достаточно серьезные самостоятельные Области социологического знания (социология семьи, социо­логия предпринимательства, социология рекламы и т. п.).

Разумеется, указанные попытки подмены в принципе не могли быть успешными, так как противостояли объективно и постоянно проявляющейся потребности в целостном фило­софском знании об обществе. Несмотря на непрекращающую­ся критику Маркса и его макросоциологического подхода, за­падноевропейские идеологи вскоре не могли уже игнориро­вать такой уровень анализа общественных процессов. И в ду-

93


ховном пространстве Запада, а затем и других стран, стали одна задругой появляться теории, претендующие на масштаб­ное и целостное видение общества, его истории и будущих на­правлений развития

Это были не просто теории В атмосфере постоянных со­циальных, политических, военных, идеологических и иных потрясений, так характерных для XX века произошли каче­ственные изменения в самих основах общественных наук, ко­торые явились революцией в общественных науках, социаль­ной и политической философии39.

В чем же здесь существо вопроса? К чести западноевро­пейской философской мысли она постоянно отслеживала как первые признаки кризиса капиталистического общества, так и его последующие многоликие проявления. Тщательно анали­зировалась стадия империализма, изучение которого было на­чато еще В. И. Лениным40, и, соответственно, индустриальное и постиндустриальное состояние общества. Признание и осоз­нание кризиса, его тревожных проявлений пробудило к жизни конкретную антикризисную деятельность многочисленных общественных сил. На Западе, как подчеркивают аналитики, произошла массовая добровольная творческая мобилизация общественной мысли для поиска выхода из кризиса, что, соб­ственно, и было революцией в обществознании41- «Массовый «мозговой штурм кризисных коллизий в Европе и Америке ув­лек не только многочисленных энтузиастов, среди которых оказались крупнейшие исследователи, породившие обшир­нейшую литературу и практические рекомендации. Особый размах антикризисным изысканиям придал их организован­ный характер в университетах и научных центрах...»42. Как отмечает И И. Кравченко, «сама же революция состояла в признании истории закономерным, управляемым и познавае­мым процессом, в котором возможен выбор пути и знание из-

39

Кравченко И И Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций «Вопросы философии», 2001, №8, с 6

40

См Ленин В И Империализм как высшая стадия капитализма. ПСС, т 27, М Кравченко И И Общественный кризис XX века и его 01ражение в ряде западных концепций «Вопросы философии». 2001, №8, с 8

42                                              Г        Ч           -I                  •>       1

там же 94