Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 10

|^ Именно Марксу удалось осуществить впервые в истории 'Т^^рственной мысли такой подход и формулировку таких юэинципов. Аргументация Маркса при изложении диалекти-дй^атериалистического понимания общества, его структуры, Системы основных связей и отношений, движущих сил разви­ли была не только принципиально новой, но и глубоко дбоснованной с научной точки зрения, что признавали и при­знают даже его противники.

Вот, что писал в 70-е годы XX века 3. Бжезинский, изве­стный ныне как непримиримый антимарксист: «Марксизм Представляет собой новый исключительно важный и творчес­кий этап в становлении человеческого мировоззрения. Марк­сизм означает победу активно относящегося к внешнему миру Человека над пассивным, созерцательным человеком и в то же время победу разума над верой... Марксизм ставит на первое место систематическое и строго научное изучение материаль­ной действительности так же, как и руководство действием, вытекающим из этого изучения»28.

Дело, конечно, не в том, что марксистская концепция об-здества положила конец абсолютному господству абстрактных идеалистических, примитивно-натуралистических или откро-венно апологетических теорий, хотя и это было очень важным как для массового, так и для индивидуального сознания.

В отличие от большинства соперничающих с ним теорий марксизм ясно и обоснованно формулировал ряд важнейших основополагающих принципов рационального анализа обще­ства как динамичного системного и сложно структурирован­ного целого.

На место прежних наивных утопий, абстрактных спекуля­ций и теологических пророчеств была поставлена строго аргу-^ятированная теория, позволяющая, опираясь на общенауч­ные критерии, анализировать общество и перспективы его Дальнейшего существования29.

Вггегшкк! 2. Ве1\уееп 1лто Аеез. Атепса'5 Ко1е т Ае ТесЬпо^готс Ега. М.У.,

"т,р.7з. »

См. Мамалуй А. А. Методология «Капитала» К. Маркса и системное един-^о диалектического и исторического магсриализма. Харьков, 1979.

83


Основной чертой учения Маркса об обществе, в его исто­рическом развитии является то, что это именно философская, а не конкретно-социологическая теория общества, это тологи-ческий анализ истории, то есть, выявление ее глубинных сущ-ностных оснований.

В соответствии с этим Маркс разрабатывает категориаль­ный аппарат и логику своего исследования. Основными поня­тиями этого учения выступают общественное бытие и обще­ственное сознание, способ материального производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация, соци­альная революция. Общество рассматривается как целостная система, все элементы которой взаимосвязаны, подчинены определенной иерархии, то есть имеют различный вес, играют неодинаковые, хотя и очень важные роли. Основой обществен­ной жизни или фундаментом общества выступает способ про­изводства материальной жизни. Он обуславливает «социаль­ный, политический и духовный процессы жизни вообще»30. В структуре способа производства главное значение имеют про­изводительные силы и прежде всего орудия труда (техника). Их влияние на другие сферы жизни (политику, право, мораль и т. д.) опосредуется производственными отношениями, сово­купность которых составляет «экономическую структуру об­щества, реальный базис, на котором возвышается юридичес­кая и политическая надстройка, и которому соответствуют оп­ределенные формы общественного сознания»31. В свою оче­редь и надстройка во всех своих частях и проявлениях оказы­вает активное обратное влияние на базис. Противоречия меж­ду производительными силами и производственными отноше­ниями выступают основным реальным внутренним для обще­ственной системы, а не мистическим, не внешним источником ее развития. Рано или поздно обострившиеся противоречия разрешаются через социальные революции. История челове­чества поэтому выступает как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Это не зависящее от желаний людей движение от простых, низших форм организа­ции общества, к формам более развитым, сложным, содержа-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 2, т.13, М. 1959. с.7.

31     г

там же. 84