Основы стратегического менеджмента, страница 9

6.  Вход или выход ведущих фирм в отрасли

7.  Увеличение глобализации в отрасли

8.  Переход потребителей от стандартных товаров к дифференцированным

9.  Влияние законодательных изменений

10.  Изменение социальной, демографической обстановки, стиля жизни

11.  Снижение неопределенности и риска в бизнесе.

Прочное место в стратегическом менеджменте занимают вопросы анализа конкуренции.

Конкурентный анализ проводится по трем основным параметрам:

-  анализ структуры рынка

-  структурный анализ конкурентного окружения (это 5 сил конкуренции)

-  определение конкурентных позиций фирмы

Анализ струтктуры рынка основан на понятии доля рынка. Доля рынка – это процент продаж товаров данного предприятия к общему объему продаж этого товара на рынке за определенный период времени. Фирма должна следить за величиной и качеством доли рынка. Если доля увеличивается, то увеличивается объем продаж фирмы. Антимонопольное законодательство опережает верхнюю величину доли рынка закрепленную за одной фирмой.

В среднем увеличение доли рынка на 10% приводи к увеличению прибыльности на инвестируемый капитал на 5%.

Качество доли рынка существенно для предприятия когда оно не склонно к широкомасштабному вторжению на рынок и когда основная продукция предприятия защищена высоки качеством или ее уникальностью. Другими словами величина и качество доли не есть взаимоисключающее понятия и маленькая доля рынка для предприятия может быть такой же привлекательно как и большая.

Внутри диверсифицированного предприятия чаще всего какой-то продукт имеет высокую долю на рынке, опуская низкую долю для других продуктов.

Результаты анализа структуры рынка оформляются в виде таблицы. С одной стороны сегменты рынка и из размеры, с другой – конкурентные позиции основных фирм. При этом конкурентные позиции обычно определяются как одна из четырех градаций:

-  Доминирует 60-70% объема продаж – фирмы-лидеры.

-  На второй позиции – фирмы основной конкурент лидера, стремящаяся занять его место.

-   Слабые осуществляют 10-20% и ниже общего объема продаж.

-  Прочие (объем продаж несущественный)

Основная цель анализа конкуренции – оценить, какие изменения в стратегии могут предпринять ваши конкуренты. Он предполагает ответы на следующие вопросы:

1.  Каковы шансы ваших конкурентов на успех

2.  Как данный конкурент скорее всего отреагирует на возможные стратегические ходы других конкурентов

3.  Как отреагировали бы конкуренты на возможные многочисленные изменения в отрасли и внешнем окружении

4.  С кем в отрасли вы хотели бы соперничать и какими средствами

5.  Чего конкурент надеется добиться своим стратегическим ходом и как вам следует его рассматривать

6.  От чего вам следует держаться подальше, чтобы избежать провокационных контрмер, которые могут причинить вам неприятности или вызвать дополнительные затраты.

Анализ конкуренции сложный дорогостоящий процесс, отличающийся малодоступностью данных. Предлагаемая М.Портером модель конкуренции позволяет проанализировать рынок в двух аспектах: структуры рынка и рыночного поведения (то есть формируется позиция компании с точки зрения стратегии достижения своих целей и стратегических возможностей).

По Портеру анализ конкуренции предполагает четыре диагностических компонента:

  1. Будущие цели
  2. Предположения
  3. Текущую стратегию
  4. Возможности

Таким образом, можно предсказать:

1. Будущие цели ваших конкурентов, то есть насколько они удовлетворены своим нынешним положением и финансовыми результатами. На этом основании можно судить о вероятности изменения стратегии конкурента и отреагировать на события, которые его затрагивают. Кроме того, можно предсказать реакцию на изменения в стратегической картине. Диагностика целей конкурентов должны охватывать и такие качественные характеристики, как лидерство на рынке, технологическая позиция и социальный статус.

10.  Предположения. Соответствующие концепции Портер делит на две категории:

-  оценка конкурентом самого себя