Основы стратегического менеджмента, страница 14

Оценка операционного потенциала происходит по основным направлениям деятельности фирмы. При этом оценивается их эффективность работы каждой из систем с точки зрения  каждого  из ресурсов и с точки зрения  как подсистемы системы фирмы в целом.

Система стоимости Портера и цепочка ценностей

Цепочка ценностей представляет собой попытку исследовать и учесть структуру потребностей при разработке стратегии. Конкурентная ситуация в этом случае анализируется не на основе затрат, а стоимостей, то есть того, что хочет покупатель уплатить за свои приобретения. Стоимость должна быть выше затрат фирмы. Согласно Портеру, на каждом этапе хозяйственной деятельности создаются свои ценности, которые признаются и оплачиваются потребителями. Речь идет о сравнительном анализе потребительских свойств продукта, создаваемых на разных этапах его разработки, производства, маркетинга, сбыта; соизмерения с затратами на достижение этих ценностей. Портер считает, что, чем выше разность и между оценкой товара потребителем и затратами на его производство, тем выше конкурентное преимущество фирмы.

Цепочка ценностей         Цепочка ценностей            Канал                              Цепочка ценностей

Поставщиков                     фирмы                                 Цепочки ценностей       покупателей

Структура корпорации

Людские ресурсы

Технологическое развитие

Закупки

Внутреннее материально-техническое снабжение

1

Изготовление

2

Внешнее материально-техническое снабжение

3

Маркетинг и товарооборот

4

Обслуживание

5

Эта диаграмма иллюстрирует добавление стоимости к продукту, начиная с приобретения сырья и заканчивая производством готового изделия. Она помогает установить, где фирма конкурентоспособна, а где уязвима.

Каждый вид деятельности создает стоимость:

1)  закупленные компоненты

2)  человеческие ресурсы

3)  технологию в любой форме

4)  различные информационные потоки

Деятельность по созданию стоимости можно разделить на:

Основную (нижняя часть рисунка), в результате которой происходит физическое создание продукта, продажу и доставку покупателю; и вспомогательную.

1 – включает прием товаров, складирование, сортировку, отправку, амортизацию

2 – все действия, превращающие сырье в продукт (механическая обработка, упаковка, сборка, установка)

2  – действия, связанные с отправкой, складированием и физической доставкой покупателю

3  – действия, направленные на то, чтобы убедить покупателя принять продукт и уплатить за него

4  – действия, направленные на сохранение и увеличение ценности поставляемого продукта – монтаж, ремонт, обучение, модификация продукта.

Структура – менеджмент, планирование, финансирование, бухучет, юридическое обслуживание и управлением качеством

Управление трудовыми ресурсами – найм, обучение и вознаграждение персонала

Технологическое развитие – включает все виды деятельности по созданию стоимости в области ноу-хау, и технологических процедур и процессов.

Закупки – связаны с поставкой материалов, полуфабрикатов и услуг.

            Основные и вспомогательные виды деятельности объединены в единую систему, которая стремиться к повышению потребительской стоимости продукта м одновременно к снижению собственных затрат за счет лучшей организации всех процессов и вспомогательной деятельности.

SWOT-анализ  - широко используемый метод стратегического анализа. Он позволяет дать комплексную оценку положения фирмы, с учетом ее внутреннего состояния и  изменений внешней среды, а также определить, как последние влияют на эффективность функционирования фирмы.

            Преимущества метода – не требуется большого количества информации. При использовании метода происходит комбинация фактической и субъективной информации.

            Основные принципы при проведении анализа.

-  сфокусированность

-  основан на целях компании, разделяемых большинством;

-  ориентирован на потребителей